blogtn.ru

Культурная общественность Бурятии поздравляет оперную диву с юбилеем

 

Фото: личный архив Билигмы Ринчиновой. Здесь можно послушать стихотворение в исполнении артистки

Ведущая солистка оперной труппы главного театра Бурятии Билигма Ринчинова не нуждается в представлениях. Четверть века служения высокому искусству, более 50 оперных партий, участие практически во всех знаковых мероприятиях республики.

Мы встретились с заслуженной артисткой Российской Федерации Билигмой Ринчиновой накануне бенефиса по случаю юбилея.

Билигма Жамбаловна, в недавно поставленной опере «Великая дружба» вы исполнили партию юной Мейраны, сестры главного героя. Поделитесь секретом, как удается сохранять стройный стан, легкость походки и все прочее?

– Секрет, наверное, в моих генах, доставшихся от родителей. Ничего специального я для этого не делаю, никаких диет никогда не соблюдала. Но все-таки всегда стараюсь поддерживать физическую форму. Люблю пешие прогулки и заниматься йогой. График артиста довольно напряженный, физические, эмоциональные нагрузки порой зашкаливают, но природные силы, заложенные моими предками, дают энергию, умение сохранять позитив.

– В одном интервью вы признались, что хотели бы спеть с великим итальянским оперным певцом Лео Нуччи. Почему именно с ним? Потому что его судьба отчасти похожа на вашу – он родился в глухой деревеньке в семье кузнеца и никогда не мечтал о карьере?

– Меня поразило, как Лео Нуччи в своем возрасте, а ему на тот момент было далеко за 70, сумел сохранить такую великолепную вокальную форму. Мы живем в безумно скоростном мире, где на глазах меняется все, включая природу вокалиста. Когда я начинала учиться, порог вхождения в профессию был не таким скоростным. Сейчас появилось много молодых певцов, необыкновенно быстро «созревших», великолепных в своем творчестве, это повышает степень конкуренции и дает возможность театру развиваться.

Кстати, о театре. Тот же Лео Нуччи высказал мысль, что театр должен быть понятен публике. Как вы считаете, насколько постановки Бурятского оперного театра понятны обычному человеку?

– Человек пришел в театр, и, конечно, ему не просто должно быть понятно, что происходит на сцене. Все происходящее должно быть красиво, эстетично. Я родилась в обычной многодетной бурятской семье в селе Зуткулей Агинского Бурятского округа, где воспитывалось одиннадцать детей. Все мои сестры выбрали работу педагогов, при малейшей возможности стараются посетить все премьеры, где я задействована. Конечно, каждый раз я спрашиваю их мнение, оно очень важно, как от самых дорогих и близких  людей, которые всегда скажут мне правду.

Наше село Зуткулей Дульдургинского района – одно из самых больших в округе и, возможно, одно из самых поющих. В советское время, как и везде в то время, уделялось большое внимание самодеятельности – практически все население от мала до велика принимало участие в различных мероприятиях. Кстати, кроме меня в Бурятском театре оперы и балета работает еще один уроженец села Зуткулей Саян Цымпилов.

Когда я впервые готовилась спеть большую партию Виолетты в опере «Травиата» Джузеппе Верди, на премьеру из моей деревни приехала целая делегация: родственники, друзья, педагоги дома культуры, которые помнят первые мои занятия музыкой. Был январь, сильнейший мороз, они приехали на «таблетке» специально поддержать меня и, как полагается в таких случаях, привезли барана. Для меня это самая большая опора в творчестве. Когда десять лет назад я задумала выпустить свой первый сольный CD-альбом «Абым Yндэр Yреэлээр», в этом проекте приняли участие все мои братья, сестры, моя мама.

– Каким образом они участвовали?

– Альбом состоит из трех дисков. В первый вошли классические произведения с симфоническим оркестром Гостелерадио России под управлением народного артиста Бурятии Владимира Алексеевича Рылова, который сегодня работает художественным руководителем в нашем театре. Второй состоит из бурятских песен, где на фортепиано аккомпанирует народная артистка РФ Дарима Лхасарановна Линховоин. Третий включил в себя новые песни бурятских и монгольских композиторов с оркестром Монгольского академического театра оперы и балета под управлением Гэрэл­цэцэг Туулайхуу. В записи некоторых песен приняли участие мои родные.

В том же, 2013 году альбом «Абым Yндэр Yреэлээр» был признан «Лучшим CD-изданием» в республиканском конкурсе «Книга года Республики Бурятия – 2013». Песня на музыку монгольского композитора Б. Шарава на слова Б. Батхуу «Аялгата hайхан буряад хэлэмни» с тех пор считается неофициальным гимном бурятского языка. Этой песней открывается ежегодный концерт, посвященный бурятскому языку. Вообще, вопреки расхожему мнению о близости русского и итальянского языков, в вокальном плане я бы говорила о близости бурятского и итальянского.

– Лео Нуччи известен тем, что всегда имеет свою точку зрения на режиссерскую работу, настаивает на том, что необходимо понимать, что хотел сказать сам композитор. Ведь сегодня в погоне за желанием сделать театр ближе к публике  режиссеры склонны повсеместно устраивать на сцене всевозможные интерпретации. Как вы к этому относитесь? Приходилось ли вам спорить с режиссерами?

– Конечно, мы не можем не наблюдать, что происходит в театральном мире на Западе, в других странах, и порой от того, что там происходит, на самом деле берет оторопь. Если бы сейчас вернуть хотя бы немного той цензуры, которая была раньше, ничего бы такого, что мы сегодня наблюдаем, не было. Лично я считаю, что есть вещи, которые нельзя выносить на сцену, потому что театр – это высокое искусство, и оно должно оставаться таким. Во многих бурятских домах можно встретить божницу, так вот для меня сцена сравнима с этой божницей.

К счастью, в нашем театре ничего такого запредельного, что доводило бы до споров, не было. Хотя не всегда, что предлагает режиссер, меня устраивает, но нам неизменно  удавалось найти альтернативный вариант, удобный для всех компромисс. К примеру, в моем репертуаре есть партия Виолетты из оперы «Травиата», где вместо традиционного костюма я выхожу на сцену в кожаной короткой юбке.

– Как вы считаете, что нужно делать, чтобы как можно больше жителей республики посещало театры? Ваш аккаунт в соцсетях способствует этому?

– Впервые я пришла в Бурятский театр оперы и балета в 1996 году, прекрасно помню то время и все, что было потом. Мне кажется, что в последние годы наша публика стала тянуться к театру. Пусть где-то молодая аудитория приходит благодаря Пушкинской карте, важно, что они приходят, приобщаются к высокому искусству, которое не зря называется высоким. Доказано, что звуки классической музыки, академическое пение благотворно влияют на человека и даже способны его излечить.

Несмотря на то, что в Улан-­Удэ много театров, публика стабильно идет в оперный, и мы, артисты, знаем, что есть такие зрители, кто не пропускает ни одной премьеры. Есть такие, кто специально приезжает из Иркутска, других городов. Когда тебе говорят: «я хожу на все ваши спектакли», честное слово, за спиной вырастают крылья. Ради этого стоит жить, выходить на сцену. Может быть, поэтому я не бросаю свой аккаунт в социальных сетях, потому что зрители пишут, следят за каждым постом, им это важно. Им интересно увидеть закулисье, то, что происходит за занавесом, где они никогда не были.

– Поделитесь, что будет на вашем бенефисе?

– Это будет концерт в двух отделениях при участии симфонического оркестра и хора Бурятского театра оперы и балета. В первом отделении прозвучат известные арии из мирового классического репертуара. После антракта слушателей ожидают бурятские и монгольские песни и романсы.

Помогать мне на сцене будут Оюна Дарижапова, Жамсо Бамбагаев, Саян Цымпилов, а также моя дочь, известная эстрадная певица Сарюна Бальжинимаева. В качестве специального гостя приедет ведущий солист Государственного академического театра оперы и балета Монголии заслуженный артист Монголии Гомбо-Очир Бямбажав.

Приглашаю все поклонников оперного жанра, ценителей бурятского языка 21 октября в 17:00 в Бурятский театр оперы и балета (возрастной ценз 6+).

– От всей нашей редакции, от медиахолдинга New Media Group поздравляем вас с юбилеем, творческими итогами и желаем оставаться такой же юной на сцене, дарить публике красоту и творчество!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!