Тема металлических гаражей, пожалуй, одна из самых болезненных городских проблем текущего дня. Не проходит месяца, чтобы в какой -нибудь точке Улан-Удэ на гаражах не появились объявления с характерным требованием освободить незаконно занятую муниципальную территорию. С другой стороны, гаражи заполонили все свободное пространство, не давая жильцам гулять, играть, дышать и спокойно спать. Совсем не редкость, когда «гаражные» споры перетекают в судебную плоскость, заставляют автовладельцев выходить на улицы или обращаться к «Дежурному по городу». О том, что предпринимается муниципалитетом для решения этой проблемы, какой выход реально предлагается владельцам металлических гаражей, мы беседуем с председателем комитета по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ Анастасией Кузовлевой.
– Анастасия Андреевна, сколько в Улан-Удэ металлических гаражей и много ли среди них имеют законные основания?
– На 1 января 2014 года на территории Улан-Удэ имеется 13167 металлических гаражей, практически все они на сегодня являются незаконными. Многие владельцы гаражей уповают на то, что в свое время городская администрация выдала им разрешение на установку их гаражей за 890 рублей. Действительно, в свое время районная администрация выдавала отдельным гражданам такие временные разрешения. Всего было выдано 2347 разрешений, грубо говоря, каждый пятый гаражевладелец получил такое разрешение. Делалось это, чтобы вести хоть какой-то учет металлических гаражей, упорядочить ситуацию. Оплата гражданами за выдачу разрешений производилась на внебюджетные счета администраций районов как платные услуги. Однако в 2010 году прокуратура признала такое взимание платы незаконным и с этого времени такие разрешения мэрией не выдаются и их наличие не имеет юридической силы. Смысл сводился к тому, что все- таки отношения между мэрией и гараже владельцами должны быть на основе аренды.
Таким образом, на основании личных заявлений граждан нашим комитетом было заключено 23 договора аренды земельных участков на размещение металлических гаражей. Все договора имеют свой срок как выданные на установку временных объектов. В прошлом году от арендной платы в городской бюджет поступило 433 148 рублей.
– Получается, это все, что получил город от использования муниципальной земли под металлические гаражи?
– Не совсем так. Каждый год комитет по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ совместно с районными администрациями проводят рейды и проверки по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Улан-Удэ. К примеру, в прошлом году было проведено 656 рейдов и проверок, выявлено 545 самовольно занятых земельных участка, освобождено 664 земельных участка, в том числе 228 участков от самовольно занимаемых сооружений, 25 киосков и 411 индивидуальных гаражей. Направлено в суд 224 исковых заявления об освобождении земельных участков, по 130 на сегодня вынесено положительное решение. Помимо этого, 122 владельцам гаражей были предъявлены расчеты неосновательного обогащения за пользование чужим имуществом, то есть по факту незаконного размещения металлических гаражей. По этим расчетам в бюджет Улан-Удэ поступило 407 тысяч рублей. Таким образом, можно сказать, что металлические гаражи принесли городу более 840 тысяч рублей. В то же самое время на исполнение мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля из бюджета Улан-Удэ районным администрациям в прошлом году было выделено 1 млн
. 605 тысяч рублей. Поэтому работа в данном направлении требует продолжения.
– В начале года в нашей газете сообщалось о судебном процессе между владельцами металлических гаражей по ул. Королева и КУИ, в результате которого суд признал схему размещения металлических гаражей на территории Улан-Удэ незаконной. Что можете сказать по этому поводу? Как город планирует дальше решать гаражный вопрос?
– Одно из оснований признания схемы незаконной стало то, что документ не прошел антикоррупционную экспертизу. На сегодня мы подготовили новую схему размещения металлических гаражей, где также определены площадки, не находящиеся на придомовых территориях, свободные от инженерных коммуникаций. Часть этих площадок уже занята гаражами, например, на ул. Димитрова, где гаражи покрашены в один цвет, поставлены на один манер, никому не мешают, и поэтому их включили в схему. Другие площадки определены как пустые, сюда гаражи можно переносить.
Что касается владельцев гаражей на ул. Королева, то в связи с отсутствием разрешений, договоров аренды земельных участков металлические гаражи, размещенные на земельном участке по ул. Королева, являются самовольными. На сегодня мы исходим из того, что предоставление территории под гаражи должно происходить только в соответствии со схемой, хотя эта схема не есть что-то неизменное. Существует процедура изменения схемы. Цель схемы – упорядочить этот стихийный процесс по аналогии с гаражными кооперативами. Владельцы гаражей должны понимать, что бесконечно так продолжаться не может. Разве в советское время кому-то разрешалось ставить гараж под собственными окнами? Чтобы взять машину из гаража, людям приходилось ехать до этого гаража на автобусе и не одну остановку, и это считалось нормально. Конечно, тогда и машин было меньше, но существовал строгий порядок. Работы по освоению земельных участков в Улан-Удэ будут вестись, рано или поздно эти участки придется освободить. Договор аренды также не является пожизненным разрешением на установку гаража.
– Что тогда можно порекомендовать тем, кто рискнул поставить в собственном дворе самовольный металлический гараж? Ситуацию, когда гаражи по требованию районной администрации владельцы перетаскивают с одного места на другое, нельзя назвать нормальной.
– Достаточно заглянуть в Интернет, чтобы убедиться, что эта проблема существует во всех российских городах. Другое дело, что людям необходимо привыкать к цивилизованному и эстетичному решению вопросов размещения автотранспорта, в том числе и подземным паркингам, люди спокойно относятся к подземным паркингам, к чему мы еще не привыкли. Сейчас в Госдуме обсуждается проект закона о безопасности дорожного движения, одним из разделов которого является организация парковочных мест. В Улан-Удэ мы ставим задачу разработки единой Концепции размещения транспорта временного и постоянного хранения, где раз и навсегда будет указано, где и какой транспорт должен находиться. С этой точки зрения и схема размещения металлических гаражей и договора аренды есть мера временная.
Сегодня город работает над тем, чтобы иметь возможность контролировать целевое предназначение выделяемых участков, чего раньше не было. Сплошь и рядом инвесторы получали в аренду земельные участки под благоустройство, а позднее оформляли на них собственность и делали с ними, что хотели. Яркий пример, который мы везде приводим, – территория «Еврозоны». Там, где сейчас располагается магазин «ДНС», по проекту должен быть подземный паркинг, и что первоначально он использовался как паркинг. Однако на каком –то этапе собственник решил, что выгоднее будет открыть там магазин. В результате вся обочина улицы здесь загружена транспортом, на ул. Кирова при въезде на ул. Балтахинова – постоянная пробка.
Сегодня инвесторы лишены возможности по ходу дела перепрофилировать свой проект. Если собственник получает землю под автостоянку и парковку, у него есть только договор аренды и эту землю он обязан использовать под автостоянку или парковку и ничего иного. Выкупить землю и использовать ее по своему усмотрению он уже не может.
Кроме того, при строительстве объектов инвесторы обязаны предусматривать места под парковки. В ближайшем будущем будет решаться вопрос по платным парковкам, которых сегодня в Улан-Удэ нет. Уже определены приоритетные площадки под такие парковки – возле магазина «Сибирячка», «Колибри». Для этого будут убраны киоски, стоящие сегодня вблизи гостиных рядов. Однако у жителей и гостей города всегда должна быть альтернатива – рядом с платной, охраняемой и освещаемой парковкой иметь бесплатную. Поэтому мы говорим о концепции, единой системе решения вопроса о размещении городского транспорта.