blogtn.ru

Каждый год в нашей стране на инвалидность “выходит” субъект, а в республике – район

Фото Т. Никитиной

Медицина все чаще становится предметом пристального внимания общественности. Достижения на этом поприще очевидны, а значит, все громче предъявляемые к врачам требования. Один из самых популярных вопросов, которые наиболее часто поступают в нашу редакцию, – каким образом наши соотечественники признаются инвалидами и по каким критериям одним устанавливают первую группу инвалидности, другим – вторую, а кому-то третью. На этот и другие вопросы мы попросили ответить руководителя Главного бюро медико –социальной экспертизы по республике Бурятия Лилию Муруеву.

 – Лилия Моисеевна, не раз говорилось о том, что в нашей стране отмечается высокий процент инвалидов на душу населения и соответственно высоки связанные с этим расходы на социальные гарантии. Так ли это на самом деле? Можно ли говорить о том, что государство озабочено этой проблемой и предпринимает соответствующие шаги? Наконец, сколько сегодня инвалидов в республике, наблюдается ли их рост и если да, то с чем это связано?

– Наша организация называется Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по республике Бурятия» и мы относимся к Минтруда и социальной защите России. В обязанность бюро входит устанавливать гражданам согласно действующим нормативным документам по медико – социальной экспертизе группу инвалидности. По данным министерства социальной защиты Бурятии, на 1 января 2014 года в республике насчитывалось 80 542 инвалидов, из них дети – инвалиды составляли 4 385 человек. В процентном соотношении – это 8,2%, общероссийский показатель равен 9,2%. Число инвалидов в стране и республике увеличивается в соответствии с тем, что их число с годами накапливается, что вполне естественно.

Каждый год в стране свыше 800 тысяч человек получают инвалидность впервые. Если сравнивать, то получится, что на «инвалидность» каждый год выходит целый субъект. В республике Бурятия ежегодно впервые признаются инвалидами около 5 тыс. человек, это практически население одного района республики. Рост инвалидизации населения – это медицинская и социальная проблема для государства, и в последние годы предпринимаются активные попытки найти пути решения этой проблемы.

 – Многих интересует вопрос, как устанавливается сегодня группа инвалидности? Почему одним дают 2 нерабочую группу, а другим, якобы с такими же заболеваниями – 3, рабочую. Понятно, что жить на последнюю пенсию невозможно, а найти работу для инвалида в дотационной республике, где в сельской местности работы нет вообще, – большая проблема. Существуют ли какие –то общепонятные критерии для такого деления на группы?

– Группа инвалидности устанавливается согласно действующим нормативным документам по медико – социальной экспертизе. Условиями признания гражданина инвалидом является 1. – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами 2. ограничение жизнедеятельности, то есть полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудом 3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Причем наличие только одного из этих факторов не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Если говорить просто, то группы инвалидности устанавливаются в зависимости от того, насколько человек способен к трудовой деятельности, самообслуживанию, самостоятельному передвижению, способен ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться. Что касается способности к труду, то на самом деле, в советское время было деление групп инвалидности на рабочую и нерабочую. Было понятие нетрудоспособен. Если человек признавался нетрудоспособным, то есть находился на 2 или 1 группе, таким гражданам не позволялось работать. Работодатели были предупреждены на этот счет. В постсоветское время с приходом рыночных отношений ситуация изменилась. Во-первых, появилось понимание, что мы нарушаем конституционное право гражданина, то есть право на труд. Право на труд имеют все, поэтому мы не имеем право сегодня писать «не способен к труду». Человек может работать. Инвалиды могут работать и работают. Николай Островский, будучи инвалидом, написал книгу «Как закалялась сталь». Все зависит от человека. Пришло понимание, что инвалиды должны социализироваться, быть полноправными членами нашего общества, не должны зацикливаться на своей болезни.

Иными словами, работать сегодня имеют право все и работают, при желании и возможности, как инвалиды с первой группой , так и инвалиды со второй и третьей группой. В последние годы значительно улучшился уровень медицинских услуг, в республике открылись гемодиализные центры, появилась высокотехнологичная медицинская помощь, и это тоже положительно влияет на состояние здоровья населения и реабилитацию инвалидов. К примеру, если раньше всем больным, находящимся на гемодиализе, устанавливалась 1 группа инвалидности, то сегодня, учитывая их состояние с учетом проводимого лечения, некоторым устанавливается менее тяжелая группа.

Другой вопрос, насколько наша экономика готова к трудоустройству инвалидов, насколько в этом заинтересованы коммерческие предприятия, где порой и здоровые не могут устроиться. Может быть, пришла пора пересмотреть в этом плане единые для всей страны нормы, поскольку в разных регионах климатические, экономические, социальные условия совершенно разные. Например, только в нашей организации почти 10 процентов рабочих мест занято инвалидами. Хочется отметить, что инвалиды очень держатся за рабочее место, более ответственно относятся к работе. Другой вопрос, что инвалиду требуется создать должные условия для работы, его не отправишь в командировку, например, но мы говорим, что даже если одному инвалиду сделали добро, значит, мы не зря существуем.

С годами законодательная база совершенствуется. Сегодня государство пытается создать для инвалидов условия для обучения, рабочие места, чтобы гражданин вел независимый образ жизни. Может быть, не везде это получается, но за этим будущее.

 – Часто приходится слышать истории, как люди с ампутированными конечностями вынуждены приезжать в ваше бюро, чтобы убедить докторов, что у них за это время не выросли руки- ноги, и таким образом продлить группу инвалидности на очередной срок. Что можете сказать?

– Вопрос, по-видимому, состоит в том, почему сразу не установить такому человеку группу бессрочно, чтобы он ежегодно не приезжал из дальнего района в Улан-Удэ. Конечно, здесь дело не в том, чтобы доктор убедился, что рука – нога не выросла. Первое время после ампутации, если человек не протезирован, как правило, решается вопрос о 2 группе инвалидности со сроком переосвидетельствования через один год – на период протезирования, обучения ходьбы на протезе, т.е. адаптации и мы разрабатываем для такого человека программу реабилитационных мероприятий. Человека протезируют, ставят на протез и тогда по своему состоянию здоровья и трудоспособности, после проведения реабилитационных мероприятий он переводится с 2 группы на 3, при этом третья группа устанавливается пожизненно. Бывает и такое, что состояние здоровья человека ухудшается и он не может пока пользоваться протезом из-за ухудшения течения имеющихся хронических заболеваний на фоне ампутации конечности, все это учитывается при прохождении медико – социальной экспертизы, в этом случае тоже группа устанавливается со сроком переосвидетельствования через один год, при очередном освидетельствовании изучаем эффективность проводимых лечебных мероприятий данного хронического заболевания.

Другая ситуация – человек получает 3 рабочую группу, но имеет ту или иную патологию, которая может прогрессировать, и поэтому рассчитывает на 2 группу инвалидности. Более высокая группа инвалидности не может быть дана на перспективу. Медико – социальные показатели учитываются только на данный момент. В случае, если группа инвалидности была установлена «бессрочно», а состояние здоровья изменилось, что подтверждается данными лечебно – профилактического учреждения по месту наблюдения и лечения гражданина, он также имеет право на повторное освидетельствование с целью возможности изменения группы инвалидности. Такому гражданину необходимо подать заявление в бюро МСЭ по месту жительства с приложением направления лечебного учреждения с данными обследования и предоставить копию своего паспорта.

  – У больного Н. удалена одна почка и поражена другая. Он живет в неблагоустроенном доме, в частном секторе, то есть вынужден носить тяжести, не имеет высшего образования. Как только начал болеть, был уволен из правоохранительных органов. Ему дают 3 группу инвалидности, с которой он не может устроиться на работу. Центр занятости населения не ставит его на учет. Жить на пенсию в 6 тыс. рублей тоже невозможно. Почему нельзя присвоить ему не 3, а 2 группу инвалидности, если заранее ясно, что в дальнейшем ему грозит осложнение, диализ и в итоге 2-1 группа?

– При установлении группы инвалидности учитывается стойкость и степень выраженности нарушений функций организма и ограничений основных категорий жизнедеятельности на момент освидетельствования. Один факт, что у больного нет почки, при нормальной функции оставшейся почки, не является достаточным основанием для установления более тяжелой группы инвалидности. Мне известно, о каком больном идет речь, ему установлена 3 группа инвалидности в соответствии с его нынешнем состоянием здоровья. Как только показатели его здоровья изменятся, он в любое время может с заявлением обратиться в бюро МСЭ и представить выше перечисленные документы. Еще раз повторюсь, при освидетельствовании инвалида, которое может повлечь изменение группы инвалидности в сторону усиления, снижения или продления, оценивается общее состояние здоровья и эффективность проводимых в течение года лечебно – реабилитационных мероприятий.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!