На «Тивикоме» вышла в свет новая программа под интригующим названием «ГПУ». Интрига развеялась, когда новоявленные авторы – поэт-кинорежиссер Юрий Ботоев и отставной депутат Народного Хурала Игорь Бобков – на первой же передаче огорошили зрителя тем, что не знают, как это переводится, и предложили заняться расшифровкой им самим.
Учитывая текущий политический момент, большинство, как и положено большинству, родившемуся в СССР, склонилось к тому, что ГПУ – это главное политическое управление, чем внесли еще большую сумятицу в наши голубые экраны.
Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД, которым вплотную занимался Генрих Ягода, как известно, создало по всей стране мощнейшую сеть секретных сотрудников, они же сексоты, они же информаторы. В итоге ГПУ знало о своей стране все, потому как сотрудничающие с ГПУ имелись не просто в каждом коллективе, а в каждой коммунальной квартире. Можно предположить, какие вопросы решал Генрих Ягода на совещаниях ГПУ, какие проблемы обсуждал и какие резолюции выносил, если система ВЧК — ОГПУ — НКВД КГБ — ФСБ не просто дожила до наших дней, но и спасла страну в последний момент, выдвинув из своих рядов Владимира Путина.
Если ГПУ Генриха Ягоды — это то, что заложило крепкие традиции в нашу жизнь, чем страна по праву может гордиться, «ГПУ» двух улан-удэнских шоуменов Ботоева и Бобкова даже не жалкая пародия на историческое прошлое, а вообще непонятно что. Всего за пятнадцать минут первого эфира ведущие успели спеть песню, прочитать стихи, рассказать анекдот, похихикать о том и позлословить о сем, вообще никакого отношения к политике не имеющего. После всего этого Юрию Ботоеву осталось пойти по стопам «оригинального куплетиста» Бубы Касторского, то есть надеть костюм, бабочку, туфли и начать прямо в студии бить чечетку, как делал это в фильме «Неуловимые мстители» замечательный актер Борис Сичкин.
О том, что классика есть основа основ, подтверждает и пример другого известного телеведущего «Тивикома» Бато Багдаева, который, как помнится, тоже начал с футболки, подтяжек и легкой небритости, а закончил прической, стильным костюмом, черной бабочкой в черной комнате, как и подобает настоящему мастеру своего дела. Создалось впечатление, что от всего этого преображения Бато даже немного похудел.
Ведь на телевидении не столь важно, о чем говорит герой экрана, куда важнее, как он это делает. Если Ботоеву с Бобковым все равно, что обсуждать, как называться и по какому поводу хихикать, то в конкурирующем за стенкой темном цехе программы «Багдаев» не все равно. Темперамент Бато Багдаева порой зашкаливает так, что становится не по себе даже по эту сторону экрана. Темперамент Бато Багдаева выражается в том, что если он говорит, что ненавидит бурятский трайбализм и лично Вячеслава Мархаева во всех его проявлениях, то видно, что ненавидит он все это до пены у рта и судорог в коленках. Если Бато Багдаев говорит, что любит Александра Михайловича Голкова, то видно, что он его действительно любит — и как человека, и как мэра, и как примерного семьянина. О чем бы ни шла речь в передачах Бато — о клинике «Наран», приготовлении кулебяки в программе «Вкусно», хонгодорах или пантах оленя, применяемых в лечении против бесплодия, — везде Багдаев находит возможность вставить хоть пару слов признательности в адрес мэра Улан-Удэ.
Две схожие авторские программы на одном городском канале есть, согласно классике жанра, не что иное как внутривидовая борьба, в которой должен победить сильнейший. Предполагаем, что в столкновении «ГПУ» против программы «Багдаев» верх одержат неистовый темперамент и вечная классика.