Закон и порядок должны царствовать в коридорах власти, и ничего кроме. То, что в местных коридорах порой хозяйничает кто-то еще, подтвердило на днях наше правосудие. В стенах Советского суда были исследованы обстоятельства самой настоящей растраты муниципального имущества. Беспрецедентный как по характеру, так и по строгости приговор признал действия растратчика тяжким преступлением и осудил похитителя народной собственности аж к двум годам лишения свободы. Условно.
Условно говоря, в стенах улан-удэнского комитета по управлению муниципальным имуществом (КУИ) произошло маленькое недоразумение. Городским имуществом распорядились так, что ответить наверняка, на личные ли цели или на пользу обществу пошли казенные средства, поначалу не смогли даже сами распорядители. Милицейская проверка выявила в сем учреждении факт списания некой суммы, а вразумительного основания для списания не нашла. Дело в том, что деньги были потрачены тогдашним председателем комитета Владимиром Еманаковым на юбилей.
Еще в июле 2004 года у председателя другого комитета, по финансам, Александра Аюшеева случился юбилей. Приглашая Владимира Ильича на торжество, главный финансист города и не подозревал, что очень скоро ему придется с ужасом вспоминать тот вечер. Придется посещать следователя, а хуже того, предъявлять вещественное доказательство – 32 шахматные фигуры и 24 шашки. Этот подарок, который преподнес имениннику коллега, оказался купленным на казенные деньги. Как так могло получиться, была ли это обыденная практика в мэрии или, в самом деле, имело место неприятное исключение, только главный распорядитель всего городского имущества, собираясь на торжество, отдал подчиненным распоряжение купить солидный подарок на деньги КУИ. Эксклюзивные шахматы, шашки и нарды в одной коробке вместе с гигантской открыткой обошлись бюджету комитета в 3246 рублей. Когда бухгалтеры робко поинтересовались, что теперь делать с недостачей, они получили четкую инструкцию. Оформить шахматы как канцелярские товары и списать. Их начальник ответил им так, словно давал подобные указания сотни раз. Так и было сделано. Напрасно Владимир Ильич утверждал в суде, что ничего он не похищал, а лишь временно заимствовал в казне деньги, мучимый мыслями их скорейшего возвращения. Факты утверждали, что шахматы списали буквально за три дня, и никто в комитете не предпринял никаких попыток к их возврату ни через три дня, ни через год. Не получилось убедить суд и в том, что на торжество дарителя пригласили как руководителя, он представлял не себя лично, а комитет, и подарок дарил как официальное лицо официальному лицу. Поскольку в КУИ нет статьи представительские расходы, пришлось пойти на маленькую хитрость. Против сего аргумента неожиданно восстал уже сам именинник, заявив, что сувенирные шахматы он воспринял как личный дар, по случаю чего сразу отнес их домой, уже использовал в личных нуждах и никуда возвращать не собирается. Напрасно бухгалтерия КУИ пыталась доказать, что списала шахматы, а не поставила на баланс комитета по ошибке, так как в платежке почему-то было сказано исключительно о канцелярских товарах. Тщетно представители городской администрации убеждали правосудие, что поступок Еманакова всего лишь проступок, в нем нет состава преступления, а только пустяковые финансовые нарушения, от которых никто не застрахован. Сии доводы судом были признаны несостоятельными.
Несмотря на полное возмещение Еманаковым причиненного ущерба, признание своей вины и исключительно положительные характеристики с работы, правосудие усмотрело в «пустяковой» шахматной истории повышенную степень опасности для общества. И правильно усмотрело. Сдается нам, что большинство дорогих подарков на разного рода частных торжествах, как и сами застолья и некоторые прочие расходы, имеют все то же «канцелярское» происхождение. Кто ведает, что еще скрывают мутные реки канцелярских расходов в коридорах нашей власти, где личное с государственным перемешалось так тесно, что и не отличишь.