Фото Т. Никитиной
На прошлой неделе в Бурятии состоялась очередная сессия Народного Хурала, отметившаяся очевидными переменами на площади Советов. То ли по причине отсутствия сразу нескольких депутатов, включая кадрового офицера Намсарая Намсараева, призванного на службу в рамках частичной мобилизации, то ли из-за всего происходящего на Украине, только сессия прошла в подчеркнуто деловом ритме. Даже коммунисты и те вели себя на редкость сдержанно, а в речах иных проскакивали такие слова, как «наш общий враг» и «не время для пиара».
С первой попытки
Хурал стал иным, а итоги голосования, к примеру, по выбору аудитора Счетной палаты Бурятии, показали, что время былых авторитетов площади Советов безвозвратно прошло. Чтобы понять разницу, стоит пересмотреть на сайте республиканского парламента архивные записи пятилетней давности, где тогдашний спикер Цырен Доржиев ведет сессию так, словно отец-председатель в родном совхозе. Очень показательными в этом плане оказались выборы аудиторов Счетной палаты Бурятии, неизменно превращавшиеся в подковерную битву местных титанов.
Особый статус аудиторов, коих у нас всего шесть штук, не считая председателя, зарплаты, приравненные к министерским, срок полномочий на шесть лет, в течение которого можно работать, ни о чем не переживая, давно возвели их в ранг синекуры. К примеру, избранного в том же, 2017 году аудитора Евгения Убеева, как утверждали СМИ, родного племянника Цырена Доржиева, утвердили только с третьей попытки. Не намного легче получилось избрать на посты аудиторов Михаила Егорова, он же племянник бывшего первого зампреда правительства Иннокентия Егорова, Татьяну Цыдыпову и прочих специалистов, носящих известные в Бурятии фамилии.
Избрание на минувшей сессии аудитора Оксаны Алхуновой, много лет проработавшей консультантом бюджетного комитета Народного Хурала и выдвинутой этим комитетом, до образцово показательного варианта немного не дотянуло, но в целом прошло очень даже неплохо. Как-никак ее оппонентом выступила консультант правового управления Народного Хурала Светлана Цыремпилова, она же по совместительству и дочь депутата Народного Хурала Валерия Цыремпилова, впервые оказавшегося в парламенте еще в далеком 1998 году и даже избранного в том созыве председателем комитета по межрегиональным связям. Важно, что в условиях тайного голосования Оксане Алхуновой удалось победить с первой попытки и с перевесом голосов в два раза. За нее отдали голоса 36 депутатов, за Светлану Цыремпилову – 18.
Сила открытого голосования
Начнем с того, что обсуждение кандидатур на пост аудитора Счетной палаты Бурятии было вынесено на парламентскую фракцию «Единой России», что, в общем-то, делать было совсем не обязательно. Те, кто это сделал, не только убедили коллег в необходимости открытого обсуждения достоинств двух дам, но и, несмотря на возражения, открытого голосования, понимая, что только так при желании можно будет потом и проверить, как уже в условиях сессии (где регламент предусматривает тайное голосование) коллеги исполнили партийную дисциплину.
Помнится, два года назад лидер фракции «единороссов» Лариса Крутиян, которая и сегодня остается в этом статусе, пыталась призвать коллег в принципе отказаться от тайного голосования, поскольку «скрывать нам друг от друга нечего», однако посыл так и повис в воздухе. О расхождениях в итогах голосования с принятыми ранее партийными решениями не однажды заявлял Вячеслав Наговицын. «Мы же с вами все обсудили и обо всем договорились, вы же решили этот вопрос на фракции, почему на сессии оказалась совсем иная картина», – недоумевал предыдущий глава республики.
В борьбе за партийную дисциплину была введена практика показывания бюллетеней после выхода из кабинок для тайного голосования, против которой нет-нет да и вспыхивали редкие протесты в духе «вы нам не доверяете». Пусть до демонстрации бюллетеней друг другу в этот раз дело не дошло, необходимый минимум в 36 голосов Оксана Алхунова набрала. Именно столько и проголосовало за нее на том заседании фракции, где, кстати, как секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», присутствовал и Алексей Цыденов, наверняка также сделав для себя определенные выводы.
Не согласиться с мнением большинства коллег-«единороссов», руководствуясь личными и иными причинами, нашли в себе мужество на том заседании лишь трое – сам Валерий Цыремпилов, замспикера Татьяна Мантатова и Найдан Чимбеев. Если прибавить сюда фракцию коммунистов и группу «Народный депутат» (3+11+3), которые очевидно голосовали за Светлану Цыремпилову, то в целом расстановка сил вышла понятной. Осталось непонятным, как голосовала фракция ЛДПР, ранее несмотря на всю свою кажущуюся оппозиционность, почему-то всегда встававшая в подобных вещах на сторону «единороссов».
Как бы там ни было, результат с Оксаной Алхуновой получился хоть и не 100%-ным, но уверенным. Начало положено, и, потратив определенные усилия, несложно просчитать и устранить в дальнейшем прочие недочеты, учитывая, что, помимо Валентины Федосовой, в этом году заканчивается срок полномочий у другого возрастного аудитора Владимира Поломошного, а значит в предстоящей борьбе за место под солнцем партийная машина должна сработать на все 100.
Великолепная четверка
Приходится признать, что из депутатов-мастодонтов, каждое слово которых когда-то ловила с экранов вся республика, остался один Цырен Доржиев, пусть и по-прежнему восседающий на сессиях в президиуме, но уже ничего не решающий. По иронии судьбы, это он много лет назад принял на работу в бюджетный комитет Оксану Алхунову, наверняка помогал ей все эти годы разобраться в непростых вопросах бюджетного законодательства, однако поспособствовал ей стать аудитором Счетной палаты Бурятии все таки не он.
На смену, так скажем, ветеранам парламентского движения Бурятии, как они сами о себе привыкли говорить, «мотающим» в Народном Хурале не один срок, пришли молодые (43–48 лет), амбициозные, а главное, состоятельные люди, имеющие за плечами неплохой опыт работы на муниципальном уровне и налаженный бизнес. Еще одно немаловажное качество – все они практически ровесники главы республики, 46-летнего Алексея Цыденова, готовые стать его надежной опорой в нынешнем созыве Народного Хурала, не говоря уже про будущий. В условиях экономической нестабильности, когда вот-вот иссякнет нежданно пролившийся на Бурятию золотой дождь бюджетных инвестиций, такая опора необходима как никогда.
Как Цырен Доржиев, когда-то возглавивший комитет по бюджету, налогам и финансам, новая гвардия оттачивает свой профессионализм здесь же. Новая гвардия – это зампредседателя комитета, он же председатель комиссии по социально – экономическому развитию г. Улан-Удэ Михаил Степанов, член комитета с правом «решающего голоса» Геннадий Доржиев, председатель Торгово- промышленной палаты Бурятии Дмитрий Дружинин, председатель земельного комитета Дмитрий Швецов и примкнувшие к ним. Не случайно именно Геннадий Доржиев совсем недавно давал комментарий по отчету Счетной палаты за прошлый год, заявив о плотном взаимодействии, эффективности проводимых мероприятий и бюджетной дисциплине, которая «из года в год в Бурятии улучшается».
Кстати, на минувшей сессии в состав Совета Народного Хурала был включен именно Михаил Степанов, а выведены Валерий Цыремпилов и Найдан Чимбеев. Не случайно именно Геннадий Доржиев выступил здесь же с обращением к коллегам-партийцам и всем прочим оказать материальную и иную помощь мобилизованным. Вряд ли в нынешних реалиях великолепная четверка сможет поднять знамя демократии столь же высоко, как несли его четверть века Цырен Доржиев, Бато Семенов, Степан Калмыков, Цыденжап Батуев, Валерий Цыремпилов и другие. Сегодня этого и не требуется. Гораздо важнее всем этим ветвям шагать в ногу, не распыляясь больше ни на что, и кажется, на площади Советов это начало наконец получаться.