blogtn.ru

В Бурятии вырастет тариф на вывоз мусора

Фото Т. Никитиной (2014 год, г. Улан-Удэ)

Похоже, сюрпризы этого лета, начавшиеся с перспективы повышения пенсионного возраста, роста НДС и очередного повышения коммунальных услуг, на этом не заканчиваются. Страна решилась на кардинальные меры в решении мусорной проблемы, возможно, по своим масштабам не менее грандиозные, чем чемпионат мира по футболу. Для этого ТБО переименовали в ТКО (твердые коммунальные отходы), мусорщиков — в региональные операторы, которые должны отныне не зарывать отходы человеческой деятельности в землю, а перерабатывать их и извлекать из этого прибыль.

Хотя мусор наступает на всех фронтах, прибыли от его переработки, во всяком случае, в Бурятии, пока не заметно. Более того, для регионального оператора, который должен будет проводить сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, самое позднее, до 1 января 2019 года, будет введен новый тариф для собственников на «вывоз и утилизацию ТКО». Давно известен для Бурятии региональный оператор в лице иркутской фирмы ООО «ЭкоАльянс». РСТ вот-вот утвердит «мусорные» тарифы для населения. В одном из дворов Октябрьского района в который раз начат эксперимент по раздельному сбору мусора. Информации вокруг масса, однако вопросов на эту тему все равно пока больше, чем ответов.

Мусор как катастрофа

Полгода назад в ответ на жалобы жителей по поводу дыма с мусорного полигона под покровом темноты глава республики Алексей Цыденов посетил горящую свалку в Вахмистрово и самолично мог ощутить, что такое стоять на пороге мусорной катастрофы. Хотя прибывшие вслед за главой два пожарных автомобиля огонь потушить так и не смогли, зато общественность узнала, что происходит в двух шагах от Улан-Удэ. Вскоре Бурятия была названа в числе десяти регионов, среди которых Астраханская, Калужская, Ленинградская, Московская, Орловская, Тверская области, где хоть завтра можно смело объявлять мусорное ЧС.

Выяснилось, что имеющийся в пос. Вахмистрово рядом с Улан-Удэ мусорный полигон забит под завязку, складировать мусор больше некуда и некому. У компании, которая арендует этот полигон и принимает твердые бытовые отходы, на сегодня нет лицензии на обращение с ТБО. Сам полигон не отвечает техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, по причине чего Байкальская природоохранная прокуратура приостановила его работу. Что касается находящегося рядом другого мусорного полигона, принадлежащего комбинату по благоустройству Улан-Удэ, то его ресурс также исчерпан. Свободных площадей здесь настолько мало, что едва ли хватит до Нового года. И вообще, по словам участвовавшего в прошедшем недавно в Иркутске совещании генпрокуратуры председателя думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, еще немного, и Улан-Удэ грозит мусорный коллапс.

В Бурятии нет раздельного сбора мусора

— Каждый человек в квартал образует четверть куба мусора, и жизнь развивается таким образом, что эта норма с каждым годом будет становиться только больше, — рассказала работник управляющей организации в г. Гусиноозерске, активист ОНФ Юлия Сухарева. — На самом деле у всех нас не остается выбора, кроме как сортировать мусор и его перерабатывать. Любые полигоны не бесконечны. Фактически государство своим указом запрещает отныне захоронение мусора в прежнем виде, то есть в землю, налагая за такой мусор большую плату за негативное воздействие на окружающую среду. Весь мусор должен быть отсортирован, то есть из него должны быть выделены бумага, стекло, пластик и другие пригодные для переработки компоненты. Как это все будет осуществляться на практике, никто точно не знает. В Бурятии нет раздельного сбора мусора, не привилась эта культура даже в Улан-Удэ, где пять лет назад были закуплены 300 контейнеров нового образца для двух видов бытовых отходов, а к ним еще и специальные машины. Если жители не сортируют мусор, значит, это нужно делать на специальных мусоросортировочных станциях, но их опять же надо создавать. Непонятно, а кто теперь будет отвечать за контейнерные площадки, на которые жильцы приносят свои пакеты? До этого момента ответственность за чистоту площадок, целостность самих баков несли те, кто вывозил мусор, то есть управляющая компания. Региональный оператор, к которому переходит последняя функция, вывозить мусор будет, на контейнерные площадки его полномочия не распространяются.

— Что касается тарифа, то в каждой зоне планируется установить единый отдельный тариф для собственников многоквартирных домов и частного сектора, — продолжает Юлия Сухарева. — Понятно, что региональному оператору невыгодно будет работать с каждым жителем отдельно, поэтому взимать плату планируется через управляющие организации. Управляшки будут выставлять счета жителям, собирать средства и перечислять оператору. Вопрос состоит в том, каковы будут эти счета, больше того, что платим мы сегодня за мусор или нет. Наконец, согласятся ли сами жители оплачивать за мусор. Потому что если они оплачивать не будут, то оператор начнет взыскивать эти средства с управляющей организации, многие из которых уже в легкой панике, а кто-то, предвидя все эти сложности, объявил населению о повышении тарифа на «содержание и ремонт жилья». Переживать на самом деле есть о чем. Я изучала опыт такой работы в других регионах, там, где такие региональные операторы уже действуют. Так вот, к примеру, в Ивановской области по новому тарифу «вывоз и утилизацию ТКО» оплачивают только 20 процентов жителей, и это на самом деле большая проблема.

Тариф повысится

— С 1 января 2019 года произойдет окончательный переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми будет заниматься наша компания, выигравшая конкурс на регионального оператора во всех трех зонах Бурятии, — рассказал гендиректор ООО «ЭкоАльянс» Игорь Алексеев. — Все опасения, что с приходом регионального оператора население Бурятии будет платить за вывоз мусора дополнительные средства, считаю напрасными. Просто то, что они ранее оплачивали за мусор управляющей организации, теперь управляющая организация будет оплачивать нам. Эта сумма будет выделена в отдельную строку, скорее всего, она увеличится, но незначительно. За жильцов многоквартирных домов нам будет оплачивать управляющая компания, а собственникам частных домовладений мы будем выставлять счета напрямую. К тому же сейчас собственники оплачивают за мусор с квадратного метра своего жилища, что несправедливо по отношению к одиноким людям, которые живут в больших квартирах, а значит, переплачивают по сравнению с теми, кто живет в маленьком жилье большими семьями, то есть производят больше мусора. С 1 же января 2019 года плата за мусор будет рассчитываться исходя из количества прописанных в данном жилье.

Но самое главное, мы должны понять, что надо учиться жить по-новому, без сортировки и дальнейшей переработки ТКО очень скоро мы будем жить на свалке. Наша компания одна из первых в Иркутской области начала применять сортировку ТКО с целью извлечения вторичных материальных ресурсов. В Бурятии мы планируем использовать для этой цели мобильные сортировочные линии типа Урал-СОТ-3. Одна из подобных линий успешно работает на несанкционированной свалке в г. Кяхте. Кроме того, не секрет, что построенные когда-то за немалые деньги мусоросортировочные станции МСС-1 и МСС-2 на территории г. Улан-Удэ и мусороперегрузочные станции в с. Сухая Кабанского района и с. Турка Прибайкальского района не работают. Поэтому в случае, если республика передаст нам эти сооружения, мы планируем использовать их для сортировки и перегрузки мусора.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!