blogtn.ru

В Бурятии прошли первые после Хориноева выборы органов судейского сообщества (05.04.2016)

24 марта в Бурятии состоялось событие, малозаметное для широкой публики, но имеющее огромное значение для ее, этой публики, жизни. Впервые после отставки бывшего председателя Верховного суда Бурятии Анатолия Хориноева судьи выбрали себе органы судейского сообщества – общественные организации, играющие в жизни Бурятии не меньшее значение, чем официальные судейские должности. Органы – Квалификационная коллегия судей (ККС), Совет судей и Экзаменационная комиссия, от которых в судах порой зависит больше, чем от председателя, впервые выбирались не открытым, а тайным голосованием и в соответствии с регламентом. В результате то, что раньше занимало 5 минут и носило формальный характер, вылилось в 8 – часовую процедуру, доказавшую всем: оплоты былой монархии Хориноева безнадежно рушатся.

Предводитель аргонавтов, древнегреческий герой Ясон в поисках золотого руна засеял вспаханное поле зубами дракона. Когда из каждого зуба вырос воин, он бросил в их толпу камень, драконовские воины начали драться друг с другом, и герой выполнил свою миссию. 1 апреля 2012 года Анатолий Хориноев подал в отставку, оставив свои зубы на страже таких институтов самоуправления судейской властью, как ККС, Совет судей и Экзаменационная комиссия. Именно эти институты, назначающие судей и снимающие их с этих постов за провинности, стояли на пути самодержавной хориноевской монархии, и он всегда боролся за то, чтобы полностью их контролировать, практически единолично решая все обсуждаемые там вопросы. Зубы понемногу начали выпадать.

Выпала из ККС бессменный председатель квалифколлегии Эвелина Ходошкинова, мать которой, говорят, в девичестве имела фамилию Хориноева и приходилась близкой родственницей Анатолию Орхоковичу, чем собственно и объясняется ее карьерный рост. Эвелину Ходошкинову не раз обвиняли в грубости и самоуправстве, однако последней каплей в чаше всеобщего терпения стала история с бывшим мировым судьей Кяхтинского района Саяной Балдановой, когда ККС за подписью Эвелины Ходошкиновой не продлила Саяне Балдановой полномочия. Официальная версия – на машине судьи, которая она к тому моменту продала по доверенности, была превышена скорость, неофициальная – место мирового судьи Кяхтинского района было обещано кому-то, приходящемуся Эвелине Ходошкиновой родней.

Сочтя выдвинутые в ее сторону основания надуманными и предвзятыми, Балданова подала жалобу в вышестоящую инстанцию, то есть в Высшую квалифколлегию судей России (ВККС). Там признали ее аргументы справедливыми и отменили постановление Ходошкиновой. Хотя и повторное заявление Балдановой той же Ходошкиновой было отклонено, по поводу чего в мае этого года в ВККС запланировано еще одно заседание, прецедент бесследно не прошел. Пелена, застилавшая судейские глаза не одно десятилетие, разом спала. Вопрос повторного выдвижения Эвелины Ходошкиновой на пост председателя ККС, в чем еще пару лет назад мало кто сомневался, отпал сам собой. Каким будет второе заседание ВККС по делу Саяны Балдановой, конечно, неизвестно, ясно только одно, что представлять ККС Бурятии на этом заседании будет уже не Эвелина Ходошкинова.

Бессменного председателя Совета судей Бурятии Татьяну Быкову сменила на высоком посту председатель Кабанского районного суда Ирина Суворова. Судя по тому, что впервые процедура судейских выборов проходила не голосованием заранее утвержденных списков, а путем выдвижения кандидатур с помощью специально делегированных для этой цели выборщиков (всего 88 человек), прежней тихой жизни в наших судах уже не бывать. Достаточно сказать, что впервые на место в органах судейского сообщества выдвигались две кандидатуры, а не одна, как обычно, а помимо счетной комиссии судьи, опасаясь разных неблаговидных вещей, пожелали выбрать еще и наблюдательную (!). Даже тот факт, что члены ККС, избранные конференцией 24 марта, до сих пор не определились с кандидатурой своего председателя, без которого не может быть рассмотрен ни один вопрос, говорит о том, что и здесь прежняя монополия на власть исчезла окончательно.

Получается, что только сейчас в Бурятии начинает реализовываться то, что подразумевалось под реформой судебной системы, где органы судейского сообщества должны быть отрытыми, прозрачными, максимально друг от друга независимыми и играть ключевую роль в кадровых перестановках судейской иерархии. Коррумпированная система всегда стремится стать закрытой, выставляя на охрану людей по признаку родства и личной преданности. Путин, конечно, может назначить председателей судов в Бурятии и их замов, но даже Кремль не может выбрать председателей ККС Бурятии, Совета судей или Экзаменационной комиссии. Когда действительно сами судьи начнут выбирать органы, призванные чистить судейские ряды в соответствии с Кодексом судейской этики, подобно драконовским воинам древнегреческого мифа, только тогда наше общество сможет дотронуться до золотого руна правосудия и убедиться, что его свет способен менять жизнь вокруг.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!