9 мая этого года не только улан-удэнке Марине Федотовой удалось в Подольске почтить память своего деда, павшего в годы Великой Отечественной, о чем мы писали в №25 «МК в Бурятии». В это же самое время семья Сиротиных, Таисия Павловна, Виктор Иванович и их внучка Екатерина, из пос. Заиграево Заиграевского района также впервые разыскала могилу деда, погибшего 72 года тому назад. Рассказывает дочь солдата, педагог с 34 -летним стажем Таисия Павловна Сиротина.
– Когда мой отец Балаганский Павел Иванович был призван Заиграевским военкоматом на фронт, мне было 8 месяцев. Мама вспоминала, что, уходя, он завещал ей беречь корову. Однажды эта корова у нас пропала, завязла в болоте, и мы всей семьей долго плакали. Вместе со мной у мамы осталось четверо детей. Помню, как она работала овощеводом, на полях, от зари до зари, и мы всегда с ней рядом. Днем помогаем колхозные грядки обрабатывать, а вечером – свои. Картошку сажали по 30-40 соток. Турнепс, брюкву парили в печке, тем и жили.
Мама, великого терпения человек, прожила до 90 лет. Куда бы ее ни позвали, никогда не отказывалась от работы. Запомнилось, что вокруг нашей деревни жило много ссыльных – литовцы, украинцы, белорусы, казахи, которые тоже жили очень трудно. Мама часто вспоминала отца. До войны он работал в деревне конюхом, разводил лошадей. Его однополчанин, Яков Тютрин, жил на соседней улице, иногда мы заходили к нему в гости, и он рассказывал, как они с отцом попали в самое пекло, шли под пули, не жалея живота своего.
И вот только в прошлом году, уже давно находясь на пенсии, мы решили начать розыски могилы моего отца. Кто-то говорил, что занимался погибшими в годы Великой Отечественной войны героями и встретил в архиве Курска много старобрянских и шабурских фамилий. Дочь несколько дней искала информацию в Интернете и нашла! В данных белгородского военкомата обнаружилась информация о Балаганском Павле Ивановиче, личность которого была установлена по солдатскому медальону. В медальоне была также указана его жена – Балаганская Екатерина Савельевна и адрес. Кстати, в книге памяти написано, что Павел Балаганский, призванный из села Старая Брянь, колхозник, рядовой, погибший 13 февраля 1942 года, похоронен возле села Сажное Курской области. Все верно, только неверно указано отчество – не Павел Игнатьевич, а Павел Иванович.
Собрав силы и средства, мы решили ехать, несмотря ни на что. Помог нам в этом нелегком деле наш земляк Андрей Иваненко, который сегодня живет в Курске. С ним от Курска мы добрались до села Сажное Белгородской области, от которого до украинской границы всего 50-60 км. С нами поехала наша внучка Екатерина, которая сейчас студентка мединститута в Санкт – Петербурге. Там нас встретили с теплотой глава поселения, директор музея, жители села. Мы увидели очень ухоженный памятник возле здания администрации, весь украшенный полевыми цветами, братскую могилу, великолепный музей, свидетелей тех событий – вековые березы и тополя, такие большие, каких мы никогда не видели. На мемориале высечены фамилии, среди которых мой отец – Балаганский Павел Иванович.
Невозможно словами передать то состояние, которое меня охватило. Впервые за 72 года мы смогли положить на могилу моего отца букет цветов, высыпать горсть родной земли, отдали в музей портрет отца. 9 мая здесь прошел митинг села, на котором мы выступали. Правнучка Катя спела песню «Журавли», и не было человека, который бы не проронил слезу. Вместе с нами почтить память своего солдата приехала семья из Мурманска. Был концерт, была солдатская каша, необыкновенно вкусная, деревенский колодец, вода в котором, как в сказке, пей – не напьешься.
В курском военкомате нам сказали, чтобы мы сохранили билеты, потому что кто-то должен возместить расходы на проезд, но кто это, так и осталось тайной. В Заиграевском военкомате сообщили, что никакой такой государственной программы нет, а жаль. Сколько семей смогли бы тогда навестить своих родных, отдать дань памяти, возложить цветы на могилы солдат.