Фото Т. Никитиной
Более того, итоги последней переписи, окончательные результаты которой были подведены в конце прошлого года, показали: наши позиции в этом плане стали крепче в отличие, например, от немцев, число которых уменьшилось настолько, что их вычеркнули из вышеупомянутого списка. Бурят в России живет теперь как минимум на два десятка тысяч человек больше, что безусловно является дополнительным бонусом в имидж республики, да и всех проживающих здесь национальностей.
Результаты реформ налицо
Интересно, что за истекший с последней переписи период во многих национальных республиках (Дагестан, Тыва, Чечня) численность представителей титульной нации значительно возросла. Не остались в стороне и мы, увеличив число бурятского населения на 14,4 тыс. человек, или 5,3%, что на фоне немного уменьшившегося народонаселения Бурятии в итоге изменило известное соотношение пропорций. Если в 1989 году буряты составляли 24% населения республики, по итогам переписи 2002 года — 27,8%, то ныне все 30%. Буряты давно стали нацией номер два в Иркутской области, Забайкальском крае, значительно усилили свои позиции в Сибирском федеральном округе, чему наверняка поспособствовали проводимые в стране реформы. Свое веское слово сказал рост рождаемости, особенно в деревнях, где, как показала перепись, большинство бурятского населения и проживает. Невольную лепту в статистику внесла ликвидация Агинского Бурятского автономного округа, который с 1 марта 2008 года вошел в состав Забайкальского края. Начавшийся затем массовый выезд тамошней интеллигенции, в один миг потерявшей почву под ногами, пополнил ряды специалистов, в том числе и на бурятской земле. Активизировавшееся движение скинхедов в центральной России наверняка также поспособствовало росту численности земляков в наших рядах.
С другой стороны, сокращение в республике русского населения на 34,6 тыс. человек, или 5,2%, что, кстати, больше, чем существующая динамика по России, не так прозрачна, как может показаться на первый взгляд. Самая очевидная, лежащая на поверхности причина исчезновения русских — ставшая уже привычной миграция в поисках лучшей доли, приправленная низкой рождаемостью. Отметим, изрядно поредели ряды также у здешних татар, украинцев, белорусов, упоминавшихся уже немцев. Меньше стало в Бурятии и без того немногочисленных корейцев и евреев. А вот узбеки и киргизы сумели здесь, как и в целом по стране, увеличить свои ряды более чем в 2 раза. На 22 процента выросло в Бурятии число монголов, чьи артисты усиленно пополняют бурятские театры, ансамбли и прочие творческие коллективы. Больше стало у нас эвенков и сойотов, которые, как правило, не владеют родным языком, живут в благоустроенных домах, голубоглазы и двух метров росту. Весьма показательна в этом плане биография нынешнего мэра российской столицы Сергея Собянина, вся карьера которого до недавнего времени двигалась под вывеской представителя северного народа ханты. Примеры, когда кандидаты в главы некоторых наших районов, имеющие бурятскую родню, фамилию и соответствующую запись в анкете, вдруг становились эвенками, есть и в Бурятии.
Почему сегодня невыгодно быть русским
Когда-то государство поощряло своих защитников-казаков, в число которых входили и буряты, тем, что давало земли, жалованье и освобождало от налогов. Сегодня таких механизмов нет, если не сказать наоборот. Последние события в Баргузинском районе, где населению запретили вылов рыбы в Забайкальском нацпарке, дали местным рыбакам очередной повод задуматься над своей национальностью. Согласитесь, если эвенкам разрешено ловить рыбу и добывать полезные ископаемые, а всем иным нет, то почему бы не поступиться корнями предков хотя бы во имя их же потомков? В канун переписи в Турке разгорелась пиар-кампания, призвавшая рыбацкий поселок, страдающий от свалившейся на них турзоны, переменить национальность. В результате, по данным переписи, 58 человек в Бурятии впервые назвали себя поморами — народом, испокон веков живущим у моря и только за счет моря, а значит, имеющим право на какие-то льготы. 5 человек считают себя гуранами, 313 человек просто метисами, и имеют на то полное право. Если бы в стране завтра появилась программа, помогающая эльфам, оркам и хоббитам, даем голову на отсечение, у нас непременно появились бы и такие.
Есть и иной путь повышения своего благосостояния с позиции национального вопроса, где народная мудрость гласит — где евреи, там и деньги. О количестве евреев в купеческом Верхнеудинске можно судить по тому, что в городе было целых два (!) еврейских кладбища. Сегодня золотой список местных потомков Давида сократился до скромной цифры в 336 человек, хотя еще десятилетие назад их здесь было почти в два раза больше. Причем никаких действенных мер по спасению положения типа изъятия из недр технологического университета здания синагоги или учреждения медали «Лучшему еврею Бурятии» наши власти предложить не спешат, да и что тут предложишь.
Крови в каждом намешано столько, а мир стал таким открытым, что определение национальности в каждом конкретном случае сегодня стало задачей со многими неизвестными. Неудивительно ли, что во всей Бурятии, которая позиционирует себя как центр семейской культуры, семейскими назвали себя только 26 человек? Неужели все наши расписные тарбагатайские деревни — только вывеска, за которой от самобытности и народного самосознания ничего не осталось. Не странно ли, что здешнее общество польской культуры «Наджея» возглавляет человек с именем Марина Ивановна Иванова. Как объяснить, почему Агинский Бурятский автономный округ, сложившуюся территориальную единицу со своей ярко выраженной национальной направленностью, ликвидировали в угоду малопонятным государственным интересам, а Еврейская автономная область, где проживает чуть более 1% евреев и ничего еврейского отродясь не было, — существует как ни в чем не бывало. Загадки русской души, иначе не скажешь.