blogtn.ru

Пусть в истории и в нашей памяти останется тот Театр, который создавал Петр Степанов

Фото Т. Никитиной. Ролик с вечера памяти можно посмотреть здесь

В Государственном русском драматическом театре имени Николая Бестужева прошел вечер памяти Петра Григорьевича Степанова, которому 30 мая, в день рождения республики, исполнилось бы 70 лет.

Знаменательно, что на торжественном собрании по случаю 100-летия Бурятии в оперном театре среди известных деятелей культуры, внесших вклад в развитие нашего края, портрет Петра Степанова разместили рядом с портретом выдающегося драматурга современности Степана Лобозерова и фотографией Русского театра, справедливо считающегося одним из самых красивых зданий в Улан-Удэ.

О чем говорили коллеги и друзья, общественные и театральные деятели, управленцы и ветераны в год 100-летия республики и 95-летия Русского театра? Может быть, впервые публично эти люди говорили о том, что Степанов не просто «построил театральное здание». Единственный в истории Русского театра Бурятии директор, возглавлявший его двадцать лет, он, как истинно верующий, интеллигентный и глубоко театральный человек, все эти годы стремился создать театр как “храм искусства”, где была бы настоящая театральная атмосфера и царил дух творчества, для мужчин действовало негласное правило снимать головной убор (о чем до сих пор напоминает табличка на дверях), люди здоровались и улыбались друг другу.

Сейчас мало кто помнит, что в начале 90-х в Улан-Удэ громкими постановками блистал совсем не Русский театр, а «Молодежка» (ныне Молодежный художественный театр). Русский же театр, потерявший свое здание в результате пожара, переживший не одну попытку начать строительство, как и сегодня, имеющий внутренние противоречия, встретил назначенного сюда в 1998 году директором Петра Степанова весьма настороженно. А он просто не уставал говорить актерам, что они талантливы, что все состоится, что миссия их высока и важна, а главное, они очень нужны зрителю.

Актеры признавались, что сами не знают, как это все произошло, в какой момент они поверили в себя. Выходя на сцену, забывали обиды и разногласия, радовались общим успехам и огорчались неудачам. В какой-то момент они стали ощущать себя единым целым и сегодня, обращаясь к портрету Степанова, выразили свою благодарность за это.

Петр Григорьевич умел заразить энергией любви к театру, и в этой любви для него не было мелочей и проходных деталей. Это он настаивал, чтобы в архитектуре будущего здания угадывались черты старого Верхнеудинска (вот откуда эти сказочные башенки по углам), чтобы внутренняя отделка напоминала купеческие покои, чтобы репертуар Государственного русского драматического театра имени Николая Бестужева в какой-то мере соответствовал стилю архитектуры здания, соединяя в себе классику и современность.

Это он способствовал возвращению в театр Степана Лобозерова, вновь придав театру «самобытность творческого лица», как во времена главного режиссера Алексея Буркова. Менялись главные и очередные режиссеры, но был Он и достаточно стабильная труппа, представленная артистами всех поколений, которая тогда пополнилась группой новичков, сегодня составляющих костяк труппы. Он умел объединять вокруг себя интересных людей, и, в конце концов, вместе с ними ему удалось поднять Русский театр в Бурятии на новую художественную высоту.

Бестужевский театр стал заметен в театральном пространстве России. Это при поддержке Степанова тогда начинающий главный режиссер Андрей Штейнер поставил здесь свой первый и, по сути, лучший спектакль «На дне», одобрительно принятый в 2000 году на Международном фестивале русских театров в Йошкар-Оле. Спектакль, который шел в театре долгие двадцать лет.

При Степанове сохранялась добрая традиция каждый год выпускать по одному спектаклю русской и зарубежной классики. Так, появились «Маленькие трагедии», «Дядюшкин сон», «Мария Стюарт» и другие спектакли. При директоре Петре Григорьевиче Степанове Государственный русский драматический театр имени декабриста Николая Бестужева позиционировал себя как коллектив, верный высоким культурно-просветительским традициям и вместе с тем открытый для талантливых молодых авторов, таких как Ярослава Пулинович.

Смена вектора политики театра после безвременной кончины Петра Григорьевича еще требует своего осмысления и отдельного разговора. Но пусть в истории и в нашей памяти останется тот Театр, который создавал Он.

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!