blogtn.ru

Москва увидела новый Буряад театр

Автор Болот ШИРИБАЗАРОВ

http://burunen.ru/site/news?id=14408

В рамках Дней культуры Улан-Удэ в Москве бурятские актеры получили уникальную возможность высту­пить на новой сцене легендарного театра имени Вах­тангова. Это были незабываемые четыре дня – при­знались позже актеры: словно бокал кислорода перед новым рывком, пишет газета «Бурятия».

Трагедия без упрека

– У меня впечатление, близкое к ощущению чуда, – отметил Ярослав Седов, на­чальник отдела театрального искусства Министерства куль­туры РФ.

Спектакль «Ветер минув­ших времен» Саяна Жамбало­ва произвел на федерального чиновника сильное впечат­ление. Это ощущение сопри­частности к душе бурятского народа в самых лучших ее проявлениях, признал Ярос­лав Викторович. История тра­гическая, кровавая и подлин­ная, но спектакль совершенно лишен апокалипсического начала. Он светлый, в чем-то даже побеждающий трагизм.

Первый день гастролей Буряад театра в Москве озна­меновался признанием оче­видного факта: театр заметно преобразился и обрел новое звучание.

– Мы следим за событиями в родной Бурятии и наслыша­ны о нападках на спектакль «Ветер минувших времен», – отмечали многие зрители. – Оттого еще больше хотелось увидеть его своими глазами. Это удивительная история о простом человеке, которого сама судьба заставила стать исторической личностью. И этот человек – представитель нашего народа, наш предок. Как бы мы поступили на его месте? Хватило бы у нас муже­ства взять на себя ответствен­ность за своих соплеменников в изгнании? Хватило бы у нас мужества признать ошибки, которые ты не совершал? Ге­рою не сопереживаешь, этого героя пытаешься понять!

Друзья Бенволио

Судя по активности вто­рого дня гастролей Буряад театра в Москве, о постанов­ке Сойжин Жамбаловой «Ро­мео и Джульетта» «бурятские москвичи» тоже читали. Уже после второго звонка в зале Новой сцены театра имени Вахтангова не осталось сво­бодных мест, а зрители все шли и шли.

На спектакль Сойжин Жам­баловой написано немало ре­цензий. Но именно этот показ стал во многом определяю­щим, уже потому что в зале присутствовали педагоги мо­лодого бурятского режиссера – Владимир Мирзоев, Наталья Гольтяпина и Александр Ка­невский – личности извест­ные, а главное – авторитет­ные.

Какой театрал не знает, что в финале действа из всей замечательной молодежи в живых остается один Бенво­лио?! Но кто он, этот шустрый парень в исполнении Даши­нимы Доржиева?

В жизни «реальные Бенво­лио» выживают вполне созна­тельно, и ничуть не скорбят по своим друзьям. Но режис­сер то ли пощадила этот об­раз, тем самым пощадив свой народ, свою страну, либо обо­значила этакий призыв к еди­нению, без которого любой народ просто растворится и будет забыт?! Так или иначе, Бенволио в спектакле у Сой­жин пытается поднять своих друзей со смертного одра, он скорбит и явно сожалеет, что остался в живых.

– Я увидел людей, которые с большим уважением отно­сятся к своим корням, – от­метил после просмотра Алек­сандр Каневский, режиссер и педагог РАТИ ГИТИС. – Это на­циональный театр высокого уровня, очень редкое сегодня явление!

– Как замечательно звучит на сцене бурятский язык! – добавляет Наталья Гольтяпи­на, педагог по сценической речи РАТИ ГИТИС. – Сочный, энергичный, мелодичный. Соответственно звучат и смотрятся актеры. Необычная трактовка «Ромео и Джульет­ты», необычные костюмы, пластика, хореография. Но все органично и в тему! Для нас, как для педагогов Сойжин, это очень важно!

– Я видел эскизы спектакля во время гастролей театра имени Вахтангова в Улан-Удэ, – рассказывает народный ар­тист России Евгений Князев. – Эржэна Жамбалова пригла­сила меня на ночной показ, и я впервые увидел бурятских актеров. Тогда мы решили набрать бурятскую студию в театральный институт имени Бориса Щукина, и вот теперь я увидел сам спектакль, пусть и не весь, в перерыве между репетициями «Царя Эдипа». Очень симпатичный спек­такль, скажу я вам, очень.

Быть нужными

Третий день гастролей был посвящен знакомству с теа­тром имени Вахтангова. Твор­ческая группа Буряад театра получила возможность побы­вать на репетиции спектакля «Царь Эдип» самого Римаса Туминаса. Для технического и управленческого персонала была организована экскурсия по театру, которую вел дирек­тор театра Кирилл Крок.

– Артисты Бурятского те­атра драмы создали атмос­феру праздника в нашем теа­тре, – признал Кирилл Крок. – Замечательные артисты, за­мечательные спектакли! Мы дружим с театрами Бурятии, и я очень рад, что эта дружба становится все крепче и пло­дотворнее.

– То, как организована ра­бота театра имени Вахтан­гова, выше всяких похвал, – отметила после экскурсии Цыпилма Очирова, началь­ник отдела организационного обеспечения Буряад театра. – В этом театре нет мелочей! Нет той трещины или ца­рапины на стене, о которой Кирилл Игоревич не знает. О своем театре он знает все! Но особенно меня поразила за­бота о сотрудниках. Каждый на своем месте, согласно пре­дельно четкому расписанию, видно, что все, начиная с про­стых билетеров и заканчивая народными артистами, любят свою работу, дорожат ею и от­носятся к ней с уважением!

– Это был тот редкий слу­чай, когда я сидел в зале как зритель, полностью отклю­чившись от рабочего процес­са, – отметил в свою очередь режиссер Саян Жамбалов.- Оба спектакля наши актеры отыграли как в первый раз. Они поняли задачу, прони­клись ею и выступили как надо! Важно было для меня и то, что в зале присутствовали студенты – ребята, которых обучает наш театр – буду­щие художники-сценографы из Российского института сценических искусств Санкт- Петербурга и будущие актеры из театрального института имени Бориса Щукина. Они увидели свой театр с самой лучшей стороны и почувство­вали себя его частью.

– Я до сих пор под впечатле­нием от поездки, – призналась Дарима Лубсанова, заслужен­ная артистка Бурятии. – Для нас, актеров, было очень важ­но увидеть, прочувствовать Вахтанговский театр изнутри. Здесь есть чему поучиться, есть на кого равняться. Меня до глубины души тронуло от­ношение зрителей. Они слов­но боялись нам помешать, буквально впитывали каждое слово со сцены, а после спек­такля долго не хотели нас от­пускать. Это было очень тро­гательно! Зритель на обоих спектаклях был разный, но в основном – выходцы из нашей республики. Я видела, как они внимают родной речи, слушают ее, словно красивую музыку. Еще никогда прежде не ощущала себя такой вос­требованной, нужной своему народу!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!