Автор Болот ШИРИБАЗАРОВ
http://burunen.ru/site/news?id=14408
В рамках Дней культуры Улан-Удэ в Москве бурятские актеры получили уникальную возможность выступить на новой сцене легендарного театра имени Вахтангова. Это были незабываемые четыре дня – признались позже актеры: словно бокал кислорода перед новым рывком, пишет газета «Бурятия».
Трагедия без упрека
– У меня впечатление, близкое к ощущению чуда, – отметил Ярослав Седов, начальник отдела театрального искусства Министерства культуры РФ.
Спектакль «Ветер минувших времен» Саяна Жамбалова произвел на федерального чиновника сильное впечатление. Это ощущение сопричастности к душе бурятского народа в самых лучших ее проявлениях, признал Ярослав Викторович. История трагическая, кровавая и подлинная, но спектакль совершенно лишен апокалипсического начала. Он светлый, в чем-то даже побеждающий трагизм.
Первый день гастролей Буряад театра в Москве ознаменовался признанием очевидного факта: театр заметно преобразился и обрел новое звучание.
– Мы следим за событиями в родной Бурятии и наслышаны о нападках на спектакль «Ветер минувших времен», – отмечали многие зрители. – Оттого еще больше хотелось увидеть его своими глазами. Это удивительная история о простом человеке, которого сама судьба заставила стать исторической личностью. И этот человек – представитель нашего народа, наш предок. Как бы мы поступили на его месте? Хватило бы у нас мужества взять на себя ответственность за своих соплеменников в изгнании? Хватило бы у нас мужества признать ошибки, которые ты не совершал? Герою не сопереживаешь, этого героя пытаешься понять!
Друзья Бенволио
Судя по активности второго дня гастролей Буряад театра в Москве, о постановке Сойжин Жамбаловой «Ромео и Джульетта» «бурятские москвичи» тоже читали. Уже после второго звонка в зале Новой сцены театра имени Вахтангова не осталось свободных мест, а зрители все шли и шли.
На спектакль Сойжин Жамбаловой написано немало рецензий. Но именно этот показ стал во многом определяющим, уже потому что в зале присутствовали педагоги молодого бурятского режиссера – Владимир Мирзоев, Наталья Гольтяпина и Александр Каневский – личности известные, а главное – авторитетные.
Какой театрал не знает, что в финале действа из всей замечательной молодежи в живых остается один Бенволио?! Но кто он, этот шустрый парень в исполнении Дашинимы Доржиева?
В жизни «реальные Бенволио» выживают вполне сознательно, и ничуть не скорбят по своим друзьям. Но режиссер то ли пощадила этот образ, тем самым пощадив свой народ, свою страну, либо обозначила этакий призыв к единению, без которого любой народ просто растворится и будет забыт?! Так или иначе, Бенволио в спектакле у Сойжин пытается поднять своих друзей со смертного одра, он скорбит и явно сожалеет, что остался в живых.
– Я увидел людей, которые с большим уважением относятся к своим корням, – отметил после просмотра Александр Каневский, режиссер и педагог РАТИ ГИТИС. – Это национальный театр высокого уровня, очень редкое сегодня явление!
– Как замечательно звучит на сцене бурятский язык! – добавляет Наталья Гольтяпина, педагог по сценической речи РАТИ ГИТИС. – Сочный, энергичный, мелодичный. Соответственно звучат и смотрятся актеры. Необычная трактовка «Ромео и Джульетты», необычные костюмы, пластика, хореография. Но все органично и в тему! Для нас, как для педагогов Сойжин, это очень важно!
– Я видел эскизы спектакля во время гастролей театра имени Вахтангова в Улан-Удэ, – рассказывает народный артист России Евгений Князев. – Эржэна Жамбалова пригласила меня на ночной показ, и я впервые увидел бурятских актеров. Тогда мы решили набрать бурятскую студию в театральный институт имени Бориса Щукина, и вот теперь я увидел сам спектакль, пусть и не весь, в перерыве между репетициями «Царя Эдипа». Очень симпатичный спектакль, скажу я вам, очень.
Быть нужными
Третий день гастролей был посвящен знакомству с театром имени Вахтангова. Творческая группа Буряад театра получила возможность побывать на репетиции спектакля «Царь Эдип» самого Римаса Туминаса. Для технического и управленческого персонала была организована экскурсия по театру, которую вел директор театра Кирилл Крок.
– Артисты Бурятского театра драмы создали атмосферу праздника в нашем театре, – признал Кирилл Крок. – Замечательные артисты, замечательные спектакли! Мы дружим с театрами Бурятии, и я очень рад, что эта дружба становится все крепче и плодотворнее.
– То, как организована работа театра имени Вахтангова, выше всяких похвал, – отметила после экскурсии Цыпилма Очирова, начальник отдела организационного обеспечения Буряад театра. – В этом театре нет мелочей! Нет той трещины или царапины на стене, о которой Кирилл Игоревич не знает. О своем театре он знает все! Но особенно меня поразила забота о сотрудниках. Каждый на своем месте, согласно предельно четкому расписанию, видно, что все, начиная с простых билетеров и заканчивая народными артистами, любят свою работу, дорожат ею и относятся к ней с уважением!
– Это был тот редкий случай, когда я сидел в зале как зритель, полностью отключившись от рабочего процесса, – отметил в свою очередь режиссер Саян Жамбалов.- Оба спектакля наши актеры отыграли как в первый раз. Они поняли задачу, прониклись ею и выступили как надо! Важно было для меня и то, что в зале присутствовали студенты – ребята, которых обучает наш театр – будущие художники-сценографы из Российского института сценических искусств Санкт- Петербурга и будущие актеры из театрального института имени Бориса Щукина. Они увидели свой театр с самой лучшей стороны и почувствовали себя его частью.
– Я до сих пор под впечатлением от поездки, – призналась Дарима Лубсанова, заслуженная артистка Бурятии. – Для нас, актеров, было очень важно увидеть, прочувствовать Вахтанговский театр изнутри. Здесь есть чему поучиться, есть на кого равняться. Меня до глубины души тронуло отношение зрителей. Они словно боялись нам помешать, буквально впитывали каждое слово со сцены, а после спектакля долго не хотели нас отпускать. Это было очень трогательно! Зритель на обоих спектаклях был разный, но в основном – выходцы из нашей республики. Я видела, как они внимают родной речи, слушают ее, словно красивую музыку. Еще никогда прежде не ощущала себя такой востребованной, нужной своему народу!