blogtn.ru

Оперный и дамы 60+. Почему улан-удэнская публика освистала спектакль молодого режиссера

Фото Т. Никитиной

В главном театре республики с треском провалился вечер, посвященный 9 Мая. Может быть, случись такое с каким иным концертом, разочарованная публика просто бы махнула рукой. Но праздник для собравшихся в зале был слишком значимым, а на сцене в роли художественного чтеца выступила не кто иной, как директор театра Эржена Жамбалова.

Случившееся далее разные зрители описали по-своему, сойдясь в одном. Примерно на десятой минуте действа начались хлопки, звонки и протестующие выкрики: «халтура!», завершившиеся тем, что за тридцать минут до окончания вечера в зале уже не было ни души. Говорят, увиденное произвело тягостное впечатление даже на театрального охранника.

Его наверняка поразил контраст. Он не мог не помнить состоявшийся чуть меньше месяца назад в этих же самых стенах творческий вечер живого классика современности Виктора Усовича, прошедший на одном дыхании. Песню композитора «У солдатской могилы», написанную специально к 75-летию Великой Победы, зал слушал стоя (!), сглатывая слезы и не желая отпускать артистов со сцены. Два столь разных концерта состоялись почти в одно время, несмотря на то, что на афише творческого вечера композитора Усовича и вечера, посвященного 9 Мая, был установлен один и тот же знак информационной продукции – 6+.

Согласно существующему законодательству, каждый концерт, вечер, произведение искусства должны содержать этот знак, означающий, люди какого возраста могут это слушать, читать и внимать без ущерба для своего душевного здоровья. Если верить опубликованным театральным афишам, то на оба вечера допускались граждане только старше шести лет, что уже изначально вызвало вопросы к организаторам концертов.

К примеру, по каким критериям эти самые организаторы определили, что дети пяти, четырех лет и младше не могут слушать музыку Виктора Усовича, у которого, кажется, она  вся пронизана лучиками добра и света. Всякий, кто слушал концерты композитора, подтвердит, что даже серьезные симфонии и кантаты Усовича совершенно «безвредны» для детских ушей.

Очевидно, вместо того чтобы разбираться, анализировать и работать со зрителем, организаторы просто выставили на афише с музыкой Усовича знак 6+, как они сделали это и на афише вечера, посвященного 9 Мая. Однако в отличие от вечера композитора пришедшая в оперный театр та же самая публика повела себя совершенно иначе. Если рассматривать произошедшее с точки зрения знака информационной продукции, то по факту дамы 60+, дружно покинув концертный зал, сигнализировали о том, что состоявшийся  9 мая концерт нанес их психическому здоровью ущерб. По общепринятым правилам любые подобные сигналы уважающие себя деятели искусств берут на карандаш и тщательнейшим образом анализируют, какими бы горькими ни были выводы.

Вместо определенных выводов в отношении себя режиссер проекта Владимир Бочаров, и не он один, обвинил улан-удэнскую публику в невежестве, нежелании воспринимать серьезные вещи, нравственном падении современного зрителя, неуважении к памяти погибшего солдата Михаила Турошева, чьи письма легли в основу вечера. Само собой, что в ход пошли патриотические чувства, как будто если бы Владимир Бочаров посвятил свой проект не 9 Мая, а приближающемуся 355-летнему юбилею города Улан-Удэ, все было бы иначе. Исходя из того, что режиссер счел необходимым опубликовать, ни с кем из покидающих зал дам 60+ и других возрастных групп он не разговаривал, причинами их ухода из храма искусства не интересовался, равно как и значением популярного когда-то слова «халтура». На сайте оперного театра, как водится в таких случаях, также не появилось ни объяснений, ни извинений, ни каких-либо комментариев произошедшему.

Поэтому, следуя из всего вышесказанного, вносится предложение пересмотреть систему информационных знаков в отдельно взятом театре оперы и балета. В качестве эксперимента ввести новую. Хотя бы начать с того, чтобы афиши постановок Владимира Бочарова снабдить информационным знаком  –60.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!