Фото Т. Никитиной
Весной этого года возле Одигитриева собора армяне Бурятии установили каменный крест — хачкар в память о геноциде армянского народа.
В начале июня в оперном состоялся очередной сольный концерт известного армянского певца Валико Гаспаряна. Ученик известного в Бурятии шеф-повара Ерванда Калачяна стал первым в Бурятии чемпионом национального чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills. Чем еще сегодня живут армяне Бурятии, мы поинтересовались у руководителя общественной организации «Армянский культурный центр Республики Бурятия» Седрака Ананикяна.
— Седрак Сергоевич, как так получилось, что коренные жители города который год спорят о памятнике казакам, где он должен стоять и каким быть, вы же никаких митингов не проводили, а просто взяли и поставили в самом центре Улан-Удэ хачкар и сделали это, скорее всего, на свои деньги. Государство не запрещает сегодня частным порядком ставить памятники, было бы желание. Во сколько вам обошелся хачкар, и вообще как появилась эта идея?
— Хачкар переводится как каменный крест, от армянского хач — крест, кар — камень. Обычно армяне, где бы они ни жили, желая построить церковь, сначала ставят на этом месте хачкар. «Армянский культурный центр Бурятии» много лет вынашивает идею строительства церкви, город делал даже попытку выделить под церковь землю, но так ничего и не получилось. В этом году к 24 апреля — Дню геноцида армянского народа — мы планировали сделать митинг и выпустить в небо 100 голубей, но неожиданно у союза армян России в Бурятии появилась идея установить хачкар. Иркутский предприниматель Сос Агванович Григорян привез из Армении три хачкара для того, чтобы установить их в Иркутске, Чите и Улан-Удэ. Хачкар делается только в Армении из специального камня красного туфа. Там же живут мастера, способные украсить хачкар сложным резным орнаментом. Не считая транспортных расходов, хачкар стоит примерно 300-500 тысяч рублей. Конечно, мы были рады такому подарку, стали искать место для хачкара. Нам помог митрополит Улан-Удэнской и Бурятской епархии Савватий, согласившийся разместить хачкар на территории Свято-Одигитриевского собора, ведь армянская апостольская церковь является православной.
— В Улан-Удэ появился памятник к 100-летию геноцида армянского народа. При этом современные историки высказывают сомнения, а был ли на самом деле геноцид. К примеру, все знают, что в 1915 году армяне создали банды и грабили курдов. В какой-то степени это была защита. Потом о какой тотальной ликвидации может идти речь, если в результате только в Америке сегодня живет 1,5 млн. армян. В 19-м веке Россия в течение многих десятилетий вела кавказскую войну, где воевал Лев Толстой, и по сути это был геноцид русских против кавказцев. Там, где сегодня раскинулись российские житницы и здравницы — когда-то кто-то пас скот, кто-то там жил, но никто это сегодня геноцидом не называет. То, что происходило 100 лет назад, Турция отказывается признавать геноцидом. Может, для армян это просто политика, как вы считаете?
— Я был в Ереване в 2000 году в музее геноцида армянского народа, мемориальном комплексе «Цицернакаберд», и когда нам это начали рассказывать, я не смог дальше слушать, вышел. Недавно в ходе визита в Ереван Владимир Пу-тин тоже посетил этот музей, возложил цветы. Все думают, что это произошло за один 1915 год. На самом деле это длилось 17 лет, когда турецкие янычары истребляли армян вместе с курдами. Почему отмечается дата 24 апреля 1915 года, потому что в этот день убивали элиту армянского народа — писателей, экономистов, известных людей. Это была последняя капля. Многие бежали, расселились по всему миру — в основном в Грузии, Франции, Америке.
— А как вы оказались в Бурятии? Почему сегодня армяне едут сюда? Когда в 50-х годах прошлого века армяне приезжали в индустриально развитую Республику Бурятия на заработки, это было объяснимо. Когда армянин шоумен Галустян говорит, что он коренной сочинец, это тоже понятно. Почему сегодня сотни армян, жителей другой страны, едут в экономически бедную Бурятию?
— Все видят, что происходит сегодня в Ереване, где люди живут очень бедно, недовольны действиями властей. Кучка олигархов поставила народ в такие условия, что люди не могут содержать свои семьи. Едут туда, где можно хоть что-нибудь заработать, потому что в Армении работы нет вообще. Но в Бурятию в основном приезжают грузинские армяне, из Цалкского района. Я приехал в Бурятию в 1979 году молодым человеком. Здесь с красным дипломом окончил сельскохозяйственный институт, еще студентом женился, по направлению поехал работать в Тарбагатай, и с тех пор там и живу. Почти двадцать лет возглавляю общественную организацию «Армянский культурный центр Республики Бурятия». Это сегодня армян в Бурятии насчитывается около 5 тысяч человек, мы стали частью республики, а тогда, в 1996 году, отношение к армянам было как к шабашникам, прилетели — улетели. Мы начали организовывать футбольные матчи, создали шикарный ансамбль «Рафаэлло», купили очень дорогие костюмы, оттачивали мастерство, ансамбль получил звание народного. Когда «Рафаэлло» приезжал на гастроли в другие города, все удивлялись, что мы не из Армении, а из Бурятии. Но потом руководитель ансамбля, очень талантливый человек Ерванд Калачян занялся поварским ремеслом, и ансамбль на время прекратил свою деятельность.
У нас была первая в Восточной Сибири газета на русском и армянском языках, которая издавалась долгие годы. Мы одни из первых диаспор открыли школу по изучению армянского языка. Сегодня армяне участвуют во всех проводимых в республике мероприятиях.
— Известно, что в год 70-летия Победы вы намерены поставить в Северобайкальске памятник дважды Герою Советского Союза маршалу Баграмяну. Почему Баграмяну и почему в Северобайкальске?
— На сегодня больше всего армян в Бурятии живет в Тарбагатайском районе, станция Шалуты, в Селенгинском, Джидинском, Заиграевском районах и городе Северобайкальске. Как-то мы беседовали с главой города Северобайкальска Игорем Валерьевичем Пухаревым и решили в год 70-летия Великой Победы установить в городе скульптуру маршала Ивана Баграмяна. Формально маршал никак с Бурятией не связан. Армянин Иван Баграмян во время войны был единственным советским командующим фронтом неславянского происхождения. Мы связались с внучкой маршала, которая живет в Москве, она одобрила эскиз. Установить скульптуру в городе Северобайкальске планируется 29 июля этого года. Именно в этот день в 1944 году Баграмян получил первого Героя Советского Союза. Стоимость скульптуры вместе с постаментом, исключая транспортные расходы, оценивается в 300 тысяч рублей. Поскольку делается этот шаг от лица всего армянского народа, я приглашаю всех армян поддержать акцию.
— Известный кинорежиссер Карен Шахназаров, чей отец армянин, как-то сказал, что армяне внесли неоценимый вклад в победу, поставив на каждый миллион своего населения по одному маршалу. Заслуги вашего народа перед государством на самом деле выдающиеся. Во время Великой Отечественной войны, когда турецкие войска стягивались к границе и только и ждали сигнала, чтобы напасть на Советский Союз, армяне проявили себя настоящими героями. Интересно другое, все маршалы — армяне: Иван Баграмян, Амазасп Бабаджанян и Сергей Худяков (он же Арменак Хамферянц), родом из Нагорного Карабаха. Отец Карена Шахназарова тоже из Нагорного Карабаха. Пу-тин сказал, что Крым для России имеет сакральное значение, а имеет ли такое же значение для армян Нагорный Карабах? Как вы считаете, Нагорный Карабах — чья все-таки родина?
— Я родом из Ахалкалакского района Грузии, где проживает, наверное, 90 процентов армян, но мы никогда не говорили, что это армянская земля. Нагорный Карабах — это действительно, как Крым для России. Когда произошел распад СССР, там жили только армяне.
— Наблюдая за жизнью армян в Бурятии, можно ли сказать, что строительство и поварское дело стали для армян ключевыми профессиями? К примеру, некогда самым известным армянином Бурятии был начальник Главбурятстроя Константин Восканянц, известно, что его сын также связал жизнь со строительной отраслью.
— Константин Восканянц умер, с его сыном мы поддерживаем отношения. Сказать, что только строительство и кухня — дело армян, было бы не совсем правильно. Долгие годы в Тарбагатае в правоохранительных органах работал Арам Малхасян. В стране много известных армян с неармянскими фамилиями, к примеру, Филипп Киркоров. В 1987 году его отец Бедрос Киркоров, тоже артист, приезжал в Бурятию с концертами. Я тогда уже работал в Тарбагатае, увидел афишу и говорю жене: это из Болгарии приехал армянин. Жена тогда удивилась, откуда в Болгарии армяне? В зале было 20-30 человек. После концерта я встретился с ним, и первое, что он мне сказал на армянском языке: как ты сюда попал? Он рассказывал, что учился вместе со Львом Лещенко, в 60-х годах они всей семьей жили в Ленинакане.
Бедрос Киркоров выступил тогда в Тарбагатае, Мухоршибири, Улан-Удэ. Уезжая, он заехал к нам домой и подарил моей жене охапку гвоздик. Еще раз мы встретились с ним через 14 лет в Москве, также после концерта. Армяне — талантливые люди, которые умеют и любят работать.
— Спасибо за беседу!