Фото Т. Никитиной
На прошлой неделе республиканские парламентарии избрали председателей сразу двух комитетов. Если сравнивать почти аналогичные выборы на пост замспикера, состоявшиеся всего пару месяцев назад, нетрудно заметить существенную разницу. Вопреки регламенту прошлым кандидатам не дали и рта открыть в свою защиту. От нынешних претендентов на посты председателей комитетов Народного Хурала потребовали едва ли не презентацию всей жизни.
Было все — презентация, группа поддержки, неудобные вопросы от оппонентов, интриги и напряженная политическая борьба. Пусть недавнее заявление лидера фракции «единороссов» Ларисы Крутиян о скором переходе Народного Хурала на открытое голосование так и повисло в воздухе, определенные сдвиги в партийной дисциплине произошли. С немалым трудом, но вместо двух освободивших должности «единороссов» парламент избрал двух других, и в этот раз без особых сюрпризов.
Победила молодость
Зоологи утверждают, что внутривидовая борьба гораздо напряженней межвидовой, хотя и не всегда заметна. Настоящий конкурс за место председателей комитетов Народного Хурала развернулся не между фракциями, которые публично выдвинули своих кандидатов на сессии, а между представителями «Единой России». За сутки до этого фракция провела «свой конкурс», где, к примеру, за аграрный комитет боролись директор Посольского дома-интерната Дмитрий Швецов и директор Бичурского маслозавода Александр Савельев.
Судя по тому, что незадолго до этого на сайте Народного Хурала появился поздравительный адрес по случаю юбилея Бичурского маслозавода, а самому Александру Савельеву исполнилось в этом году 59 лет, инициатива возглавить аграрный комитет выходцу из Бичуры наверняка была поддержана спикером. Тем более, что в третьем и четвертом созыве этот комитет и возглавлял Владимир Павлов. Возможно, даже именно этот фактор сыграл Савельеву медвежью услугу, потому что в голосовании на фракции он набрал только 9 голосов, а 45-летний Дмитрий Швецов — 25.
Куда более напряженная борьба развернулась за межрегиональный комитет, который весьма неожиданно и без всякой надежды на VIP-пенсию оставил два месяца назад меценат спорта и бизнесмен 69-летний Валерий Доржиев. В отличие от него свою попытку пополнить замечательные ряды предприняли депутаты трех созывов и своего рода тяжеловесы национальной глубинки 63-летний Аркадий Цыбиков и 66-летний Валерий Цыремпилов. Что касается Аркадия Цыбикова, то для него это оказалась уже вторая избирательная кампания за год.
Дело в том, что два месяца назад в Народном Хурале развернулась не менее напряженная борьба за место вице-спикера, когда свои кандидатуры на фракции выдвинули Лариса Крутиян и Татьяна Мантатова. При кворуме в 21 голос ни одна не набрала должного количества голосов, в результате чего был объявлен второй тур, где свою кандидатуру выдвинул уже Аркадий Цыбиков. Пусть «второй тур» принес Аркадию Цыбикову 9 голосов (Татьяне Мантатовой — 25), свои выводы из этого мероприятия он извлек наверняка.
На грани фола
В пику «Единой России» оппоненты предъявили тот факт, что их кандидаты в этом созыве не работали в комитетах, куда намеревались избраться. Как подтвердил на пресс-конференции по итогам прошедшей сессии Владимир Павлов, и Дмитрий Швецов, и Аркадий Цыбиков написали заявления о переходе из бюджетных комитетов, где дотоле были, в комитеты, где захотели быть председателями, аккурат за две недели до сессии.
На вопрос, не хочет ли руководство Народного Хурала внести изменения в регламент и установить минимальный стаж работы в данном комитете, спикер ответил, что не хочет. «Каждый депутат может менять комитет по своему усмотрению столько, сколько угодно. Мы узнавали, в других регионах тоже такие требования», — сообщил Владимир Павлов.
Прочие претенденты на высокие посты были вполне ожидаемы. В пику Дмитрию Швецову в аграрный комитет оппозиция выдвинула лидера группы «Народный депутат» Александра Цыденова, который два года назад также претендовал на данный пост и набрал тогда 23 голоса (Петр Носков — 42). В этот раз за Швецова проголосовали 34 депутата, а за Александра Цыденова 20.
Что касается комитета по межрегиональным связям, то выдвинувший здесь свою кандидатуру Виталий Лыгденов также два года назад пробовал свои силы на пост председателя комитета по госустройству и набрал тогда 16 голосов (Виктор Малышенко — 47). Впрочем, этот факт не помешал коммунистам на этой сессии поддержать кандидатуру представителя фракции «Справедливая Россия» Виталия Лыгденова. В этот раз он набрал на один голос больше — 17 (Аркадий Цыбиков — 33, Намсарай Намсараев — 5).
На справедливый вопрос, почему при кворуме в 33 голоса по кандидатуре председателя межрегионального комитета не было второго тура, спикер ответил, что здесь ситуация несколько другая. «Как известно, в силу разных причин у нас из списков выбыли два депутата, то есть стало не 66, а 64. При тайном голосовании по кадровым вопросам учитывается большинство голосов. В данном случае второго тура не потребовалось», — сообщил Владимир Павлов. Осталось неизвестно, так ли это на самом деле, учитывая, что табло на протяжении всей сессии упорно показывало, что кворум составляет 33 голоса. Кроме того, в этот раз на сессию пришли всего 55 депутатов. При таком кворуме результат в 33 и 34 голоса для «единороссов» уж никак нельзя назвать блестящим. И если с аграрным комитетом все более-менее утряслось, то напрашивавшийся сам собой второй тур по кандидатуре председателя комитета по межрегиональным связям мог бы стать для Владимира Павлова еще одним поводом для нареканий. Скорее всего, в этот раз председателя этого комитета выбрать бы так и не удалось.
Месть Цыденова
Ситуация, когда сразу два председателя комитетов Народного Хурала чуть не в один день написали заявления о добровольном сложении полномочий, больше походила для площади Советов на сенсацию, потому что такого не было здесь еще никогда. Во всяком случае, когда на прошлой сессии депутаты попросили Валерия Доржиева объясниться на этот счет, явно не готовивший прощальных речей Валерий Пурбуевич перевел все стрелки на спорт и занятость. Как будто, имея такой опыт и стаж, депутат Доржиев и не представлял, куда шел, а столкнувшись с трудностями, не выработав год положенного стажа, решил на пару с коллегой махнуть на все рукой.
Если бы подобный вопрос – что произошло – задали Петру Носкову, он бы наверняка признался, что виной всему родственные связи. Как будто два года назад, когда Петр Лукич выдвигал свою кандидатуру на место председателя аграрного комитета и не без сложностей избирался на это место, этих самых связей и конфликта интересов не существовало.
Ни от кого не укрылось, что свои заявления на сложение полномочий два председателя комитетов, они же «единороссы», написали вскоре после заседания регионального отделения “Единой России”, когда так и не получилось снять со своих постов двух высокопоставленных коммунистов. Большинством голосов два других председателя комитетов Виктор Малышенко и Егор Олзоев, вопреки всем обвинительным речам, остались работать на своих местах.
Говорят, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», он же глава республики Алексей Цыденов так и не смог скрыть своего раздражения от произошедшего. Сразу после этого, не доработав до положенной VIP-пенсии целый год, Петр Носков и Валерий Доржиев написали заявления, уступив место более молодым коллегам. Мог ли пасть выбор Цыденова на каких-то иных руководителей-«единороссов», к примеру, председателя бюджетного комитета Зоригто Цыбикмитова, или кого-либо в ранге пониже, по сути теперь уже неважно. Важно то, что прецедент, больше похожий на месть, создан и наверняка будет иметь продолжение.
Больше не тихая заводь
Формально утвержденные 15 сентября в роли председателей комитетов Дмитрий Швецов и Аркадий Цыбиков попадают под ценз баловней судьбы с одним «но». Им необходимо сделать то, что не удалось их предшественникам — проработать на данном месте три года, то есть до конца шестого созыва. Проблема возникает в том, что в условиях изменившейся реальности место председателя комитета перестало быть тихой заводью для будущих пенсионеров. Как показала практика, ныне любой «единоросс» в любой момент, движимый одной лишь партийной дисциплиной, может добровольно покинуть свой пост, что, по сути, наверное, есть правильно.
Еще несколько лет назад желание депутата Валерия Цыремпилова вернуться в кресло председателя комитета по межрегиональным связям, чтобы заработать на VIP-пенсию, по-человечески ни у кого в Народном Хурале не встретило бы возражения. Избравшись в 1998 году председателем этого комитета, Валерий Жамсуевич не мог знать, что через двадцать лет пенсион депутатов, работавших на освобожденной основе, приравняют к министерскому. Если бы Цыремпилов это знал, то наверняка не пошел бы на выборы главы в родном Кяхтинском районе и уже в 1999 году не покинул парламент, уступив место председателя комитета Народного Хурала коллеге из Джиды Алексею Идамжапову. Еще совсем недавно Валерия Жамсуевича наверняка бы выбрали председателем, учитывая все эти обстоятельства, но времена изменились.
Если убрать в сторону все условности, то в целом выбор в пользу Швецова и Цыбикова можно признать закономерным. В конце концов, в прошлом созыве аграрный комитет возглавлял Александр Попов, кстати, тоже депутат от Кабанского, самого большого сельского района республики. Получилось так, что Аркадий Цыбиков принял эстафету от таких славных сынов бурятского народа, как Владимир Булдаев, Цыденжап Батуев и Валерий Доржиев. В отличие от своих предшественников, новые председатели достойно выдержали публичную трибуну, ответили на все вопросы и показали, что готовы работать в новых реалиях, какими бы они ни оказались.