В Народном Хурале Бурятии в два раза сокращают штат уборщиц. Хотя в условиях кризиса и скудеющего на глазах бюджета власти объявили о всеобщей экономии, кризисные меры в Бурятии воспринимают весьма своеобразно. К примеру, в городе, где все давно продано, и.о главы администрации Улан-Удэ Зандра Сангадиев пытается заставить КУИ увеличить доходы, которые увеличить невозможно, вместо того, чтобы заняться сокращением расходов. Отказаться от VIP- пенсионеров, командировок по городам – побратимам и тому подобное.
10 февраля Верховный суд Бурятии вынес решение по делу депутата Народного Хурала Ханхая Монголова, окончательно признав в растрате директора государственного предприятия «Бурят-Фармация». На вопрос, почему Ханхай Монголов до сих пор участвует в сессиях и получает за это бюджетные средства в размере 100 тыс. рублей ежемесячно (50 тыс. за статус депутата и еще столько же на помощников), Матвей Гершевич ответил, что пока решение по этому поводу не принято. Только 11 февраля Хурал направил в Верховный суд РБ запрос по этому поводу. Когда ответ будет получен, состоится заседание комиссии по мандатам и депутатской этике, потом нужно будет дождаться сессии Хурала, куда будет вынесен этот вопрос, а, может быть, при наличии куда более важных вопросов, и не вынесен.
Между тем, хотя окончательный вердикт по Монголову появился 10 февраля, поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий провинившегося депутата можно было еще год назад, поскольку еще год назад Ханхай Пурбоевич полностью признал свою вину. Прекращение полномочий еще тогда, в марте 2014 года сэкономило бы республиканскому бюджету ни много ни мало – 1,2 млн. рублей (100 тыс. на 12 месяцев). К примеру, бывший сенатор от Бурятии и депутат Хурала Иннокентий Егоров никаких преступлений не совершал, однако нашел в себе мужество признать, что из-за нехватки времени не может быть депутатом, и написал заявление, по сути создавшее в республике прецедент. Как помнится, до того неработающих депутатов приходилось разыскивать, увещевать и едва ли не в принудительном порядке заставлять писать заявление.
Достаточно вспомнить депутата Народного Хурала IV созыва Валерия Немчевского, избранного по единому избирательному округу от партии «Единая Россия», он же бывший начальник Улан-Удэнского отделения ВСЖД ОАО «РЖД», который целый год (!) не посещал сессии и вообще отсутствовал в республике. Немчевского перевели на другую работу в другой регион, однако добровольно сложить с себя полномочия он не пожелал, продолжая получать все положенные выплаты, которые обошлись бюджету примерно в те же 1 млн. 200 тыс. рублей. Только через год вопрос о Немчевском возник как-то сам собой и мандат у нерадивого депутата наконец-то изъяли.
Отставка Егорова с 1 октября 2014 года в общей сложности сэкономит нашему бюджету те же 1,2 млн. рублей, при условии, что этой осенью на его округ в Селенгинском районе будет выбран другой депутат. В других регионах, к примеру, в подобных случаях принято писать заявление о приостановлении собственных полномочий до выяснения всех обстоятельств. В других – да, но не в Бурятии. Для таких дел у нас кишка тонка, тем более, что Ханхаю Монголову присудили штраф, и этот штраф нужно было платить. Если исходить из того, что Монголов за этот год вместе с помощниками получил как депутат 1 млн. 200 тыс. рублей, а штраф после усиленных действий прокуратуры составил 300 тыс. рублей, то Ханхай Монголов не только ничего не потерял, но еще и оказался в «прибылях» на 900 тыс. рублей.
Не факт, что его вопрос вообще собираются рассматривать, поскольку повестка сессии на 26 февраля утверждена, 52 вопроса обозначены и никакого Ханхая Монголова там нет. Не странно ли, что за весь этот год тему досрочного прекращения полномочий растратчика государственных средств («Бурят-Фармация» – государственное предприятие) вообще никак не поднимали в той же комиссии по мандатам и депутатской этике, возглавляет которую Евгений Ханхалаев. Хотя в положении комиссии записано, что она может оглашать на сессиях и в СМИ факты о нарушении депутатом норм депутатской этики, ни одного подобного случая «оглашения» припомнить, к сожалению, не удалось.
Однако не все потеряно. Учитывая кризисную ситуацию с финансами, комиссия Евгения Ханхалаева может инициировать процесс по истребованию с Ханхая Монголова уплаченных ему за год денег и тем восстановит добрый депутатский имидж в глазах народа. Пусть вернут 1 млн. 200 тыс. рублей в бюджет и оставят уборщиц в покое. Пусть на деле покажут, как это начать экономить не с народа, а с себя.