blogtn.ru

Глава республики Алексей Цыденов вплотную занялся вузами Бурятии

На фото Т. Никитиной: ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев на подписании соглашения (2020 год)

Под занавес учебного года ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев написал заявление об увольнении по собственному желанию. Отставка человека, 24 года возглавлявшего самый крупный вуз республики, произошла в канун майских праздников, весенней сессии и, скорее всего, была продумана и рассчитана, так же как и вся развернувшаяся в последнее время кампания по дискредитации ректора. Больше всего местный ученый мир поразил тот факт, что свое заявление Владимир Евгеньевич написал за пять месяцев до окончания срока полномочий и собственного 65-летия, уйдя, по сути, в никуда.

Полная неопределенность

На Ученом совете коллеги единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать бывшего ректора на пост президента вуза, что само по себе выглядело жалко, грустно и где-то беспомощно. Во-первых, вопрос президентства в вузах всецело отдан на усмотрение учредителя и в Бурятии прецедентов пока не имел. Показательно, что многократные ходатайства института культуры возвести в президенты бывшего ректора Раису Пшеничникову цели своей так и не достигли. В конце концов, решением самого вуза она была назначена советником при ректорате, что тоже пока для Бурятии факт уникальный.

Взглянуть по-иному на происходящее в нашей высшей школе заставляет и то обстоятельство, что 7 июля этого года заканчивается контракт с ректором другого ведущего вуза республики Николаем Мошкиным. Если учредитель БГУ в лице Министерства науки и высшего образования РФ не продлит с ним договор, а что-то подсказывает, что именно так оно и произойдет, сразу два ведущих вуза Бурятии накануне выборов в Госдуму остаются практически обезглавленными, а значит, легко контролируемыми.

Никто не знает, сколько пробудет в статусе и. о., к примеру, только что назначенный на пост ректора ВСГУТУ Игорь Сизов. Этого назначенца ошарашенным профессорам представил от имени главы республики Алексея Цыденова недавно переназначенный зампред правительства Вячеслав Цыбикжапов. Ни он, ни Сизов, ни сам Алексей Самбуевич наверняка не знают сегодня, когда теперь в самом большом вузе республики состоятся выборы ректора и будут ли они вообще.

Из ректоров – в депутаты

С приходом в Бурятию демократических свобод жизнь провинциальных вузов обрела резко выраженную политическую окраску. Чтобы представить весь масштаб и глубину произошедших за четверть века в республике преобразований, достаточно почитать свежий двухтомник «Университет Байкальской Азии», выпущенный в прошлом году к 25-летию БГУ под редакцией первого ректора университета Степана Калмыкова.

Понятно, что единожды организовав собственные выборы и победив в них, ректоры всех четырех ведущих вузов республики, имея под руками недюжинный электоральный ресурс, не преминули двинуться в депутаты Народного Хурала. Ректор БГУ Степан Калмыков был депутатом I, II, III, IV, V созывов, ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев и ректор БГСХА Александр Попов – депутатами II, III, IV, V созывов, Раиса Пшеничникова – депутатом III и IV созывов. Надолго заняв в законодательном органе власти устойчивые позиции, эти руководители, они же видные «единороссы», постепенно стали фигурами в Бурятии очень самостоятельными и влиятельными.

Не удивительно, что, прибыв в республику из просвещенного Томска, Вячеслав Наговицын первым делом обратил свои взоры на высшую школу в надежде с ее помощью сдвинуть в Бурятии тяжелый ком экономических проблем. Выступая первый раз перед ректорами в далеком 2008 году, глава республики делал упор на инновации, предостерегая не копировать разработки других регионов, а придумывать что-то особенное и прорывное. Когда Наговицын понял, что на этой ниве ждать прорывов не приходится, и предложил объединить высшие учебные заведения, начав с БГУ и тогда ВСГТУ,  последовало такое, что иному политику не приснится в страшном сне.

Когда однажды на знаменитой встрече Наговицына с блогерами речь зашла о высоких зарплатах чиновников, Вячеслав Владимирович ходить далеко не стал и привел в пример ректоров.

– Вы говорите, что члены правительства много получают, но зарплаты ректоров местных вузов ничуть не меньше, около 500 тыс. рублей в месяц, притом что мера ответственности в разы меньше, или вы считаете по-другому? – парировал Вячеслав Наговицын, очевидно,  в   надежде   что    блогеры   займутся столь непростой темой.Однако вместо них этой темой занялся Алексей Цыденов, а лучше сказать, сама жизнь.

Почему ушел Галсан Дареев

Те, кто внимательно следил за последними выборами в Народный Хурал, а особенно за вузовскими округами №17 (ВСГУТУ — улица Ключевская), №20 (БГУ — улица Ранжурова) и №22 (БГСХА — Элеватор), где ведущую роль всегда играли живущие здесь преподаватели, не могли не удивиться. Если БГУ и сельхозакадемия всегда поддерживали «единоросса» Вячеслава Ирильдеева, а нынешний проректор по научной работе БГУ Вячеслав Хахинов в 2013 году даже возглавлял его штаб, то на тех выборах все было по-другому. К полному изумлению публики, вузы (кроме корпусов БГСХА на округе №22 есть общежитие БГУ) взяли сторону коммунистки Екатерины Цыреновой. Даже БГУ, всегда живший с «единороссами» душа в душу, в тот раз «перекрасился» в желтый цвет «Справедливой России». Пусть  выдвинув из своих рядов, к примеру, директора Института непрерывного образования Марину Цыренову, те выборы БГУ отчаянно проиграл, однако свое «фи» площади Советов выказал. Выводы не заставили себя ждать, а Алексей Цыденов неоднократно публично намекал на то, что так просто этого не оставит.

Может, ректор БГУ Николай Мошкин, находящийся в родственных связях с семьей Матхановых, а значит, и лидером «справедливороссов» в Бурятии, не мог в тот раз поступить по-другому, однако иначе в свое время мог поступить президиум регионального политсовета партии «Единая Россия». Как известно, кандидатура ректора в обязательном порядке проходит согласование главы региона. Последним такого согласования удостоился коммунист Галсан Дареев, назначенный два года назад ректором БГСХА. Кстати, представлять его кандидатуру среди прочих на коллегию профильного вуза в Москву, помимо министра сельского хозяйства Бурятии Чирипова, вылетел тогда только что утвержденный Народным Хуралом на пост первого зампредседателя правительства республики Игорь Зураев.

Отличие Галсана Дареева от старших коллег ректоров заключалось в том, что он совершил путь не из ректоров в депутаты, а, наоборот, из депутатов в ректоры. Если бы это произошло лет двадцать назад, подобный ход можно было считать замечательным продолжением карьеры. Проблема состояла только в том, что время ректоров-политиков минуло. Иными словами, ученых педагогов призвали заниматься своими прямыми обязанностями, где совсем не до политики и интриг. Вот почему Галсану Дарееву, так и не пожелавшему расстаться с мандатом депутата Народного Хурала, предложили работу в правительстве.

На его ректорское место пришел очередной врио, видеть которого по телевизору мы отныне будем исключительно по поводам, связанным с его непосредственными обязанностями. В сухом остатке остается то, что на сегодня ни один ректор вуза не является депутатом Народного Хурала и, скорее всего, уже таковым не будет. Проиграв праймериз в том самом 2018 году, по сути, добровольно отказался от выборов и ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев. Он мог бы, наперекор всем партийным праймериз, пойти по одномандатному округу и сохранить за собой мандат депутата Народного Хурала, как было это в 1998, 2002, 2007 и 2013 годах, а вместе с ним и ректорское кресло, но почему-то не сделал этого.

Возвращаясь на круги своя

Если вспомнить, то приход в БГУ Николая Мошкина, не самого последнего управленца в системе образования, многие восприняли как подготовку к выборам ректора классического университета на новом уровне и возрождение здоровых сил общества. Однако очень быстро в Устав БГУ были внесены изменения, согласно которым ректора здесь отныне могла назначать только Москва. Не успело педагогическое сообщество прийти в себя от случившегося, фактически о том же самом заявила и сельхозакадемия. Не получив аккредитацию на экономические специальности, которые традиционно давали вузу самое большое количество бюджетных и коммерческих мест, потеряв миллионы рублей и вконец устав от неразберихи, судов и скандалов, коллектив встретил новость о назначенце как гарантию избавления от всех своих бед.

Алексей Цыденов не раз публично заявлял, что лично занимается проблемами сельхозакадемии, ищет кандидатуру на пост ректора, встречается с представителями коллектива, и результат, надо сказать, не заставил себя ждать.

Если после всего, что произошло месяц назад, ВСГУТУ внесет такие же поправки в Устав, в республике останется только ВСГИК, где все еще сохраняются выборы ректора. Хорошо это или плохо – вопрос сложный, учитывая, что происходит вокруг. На наших глазах ВСГАКИ вновь превратилась в институт культуры. Профессорско-преподавательский состав БГСХА наконец перестал закидывать анонимными письмами площадь Советов, вспомнив, что их основная задача не митинговать, а учить, воспитывать и пестовать будущих специалистов. Захочет ли Москва, пользуясь моментом, объединить БГУ и ВСГУТУ, организовать на их базе опорный вуз, федеральный университет или что-то третье, уже неважно. Важно, что того, что здесь было, уже не будет.

Показательны в этом плане последние слова Владимира Сактоева, которые он произнес на том самом Ученом совете ВСГУТУ, ограничившись всего несколькими фразами. «Хотел уйти по-другому, но получилось так… Такая наступила жизнь», – обратился Владимир Сактоев к коллегам, с которыми проработал не один десяток лет, и они его поняли.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!