blogtn.ru

Галина Шестакова: журналистика – это высокая планка и достигают ее единицы

Авторы: Доржиева Долгорма, Каратуева Валерия

Журналистика – это особое призвание. Для достижения высоких результатов журналист должен быть любознательным, легким на подъем и иметь актерский талант. И, конечно же, уметь брать интервью, выступать на радио, писать заметки и статьи. Но как всего этого достичь? Мы побеседовали с Шестаковой Галиной Федоровной, Заслуженным работником образования РБ, которая преподает в студии «Журналист» Городского дворца детского (юношеского) творчества. Кстати, студия в этом году отметила свое двадцатилетие.

– Галина Федоровна, как вы стали преподавать журналистику?

Это очень долгая история на самом деле. Я с детства писала стихи, пробовала себя в прозе, у меня имеются сборники, публикации. Училась в педагогическом институте, на факультете филологии, работала внештатником на радио, в журнале «Байкал», сначала корректором, а затем – сотрудником журнала. Меня всегда тянуло к какому-то творчеству. К примеру, в журнале я сначала работала корректором, а потом стала писать статьи. Одновременно устроилась педагогом в Советский дом творчества. Это было начало 1988 года, началась перестройка, полгода нам не выдавали зарплату. Можете себе представить?

До 1995 года работала в Советском доме творчества, прекрасно понимая, что завязла в педагогике. В этой студии я ощущаю себя на своем месте. Сразу скажу, в нашей системе должен работать человек – педагог от рождения. Здесь все-таки педагогика важнее. На моей памяти создавались различные курсы по журналистике, которые вели журналисты. Случалось и такое, что некоторые дети уходили. Может быть, была завышена планка, может быть, это было неумение организовать детей и т.п. Ведь в педагогике самое главное – это развитие детей. Есть свои плюсы в преподавании. Например, многое идет от детей. Можно сказать, что они здесь живут ярко, интересно и подогревают меня, то есть я понимаю, что для них это важно, нужно и необходимо для будущей жизни.

– Чему вы их учите?

Дети приходят с разными интересами, видениями, требованиями. Моя основная задача – создать условия для развития творческих способностей. Я учу детей креативно мыслить. Вырабатываю в них наблюдательность, чтобы они видели, замечали, анализировали все, что происходит вокруг, расширяли кругозор, проявляли самодостаточность. И, конечно же, чтобы развивалась письменная и устная речь. Имея такую направленность, я стараюсь выработать в них не только те способности, которые нужны журналисту, но и те, которые помогут любому человеку состояться в жизни.

Конечно, профессию журналиста выбирают те, кто ходил в студию до конца 11 класса, и то не все идут по этому направлению. Всегда интересно наблюдать за детьми, которые занимаются журналистикой на протяжении 6-7 лет, но не собираются быть журналистами. Например, у меня были две воспитанницы Ира Тугубаева и Арюна Басаева. Обе пошли в медицину, но студию посещали до конца школы. До сих пор мы общаемся. Для них это какой-то кусочек жизни, который не пропал зря. Ребята получили не только знания, но и эмоции. Их детство прошло полноценно и интересно, студия позволила обрести новых друзей, больше понять и узнать в этой жизни. Они брались за любое дело, будь то выступление на радио или сценическая работа.

– За 20 лет у вас было много выпускников, а кем вы гордитесь?

У меня был очень хороший первый коллектив. Были интересные личности, и многие из них стали журналистами. Например, Андрей Васильев. Он работал на БГТРК, на РТР, сейчас он либо на Украине, либо даже в США. В прошлом году он мне позвонил, сказал, что работает в «Голоса Америки». Не знаю, верить ему или нет. Также есть очень яркие девочки, которые работают в «Информ Полисе».

Из состоявшихся учеников могу назвать Вторушину Надежду. Она кандидат филологических наук, работает консультантом в пресс-службе Улан-Удэ. Хочу отметить Ирину Геранину, PR-менеджер и ведущая программы «Инструкция» на телеканале «Ариг Ус». Еще Инесса Пылденова, она работает в «Информ Полисе». Я всегда стараюсь поддерживать связь с выпускниками, обзваниваю, приглашаю их, но некоторые по каким-либо причинам не приходят и связь прерывается. Многие живут в других городах.

К примеру, в МГУ учатся две девочки, это Татьяна Тугарина и Ольга Чуфистова. В Санкт-Петербурге на журналистике учатся Елена Даздорова и Виталина Фомячова и еще несколько человек, которые поступили в Иркутск и Новосибирск. Вот именно с ними получается более активное сотрудничество.

– Можно ли научиться журналистике человеку, который не способен писать?

Так получается, что ко мне приходят дети способные и активные. В основном приходят те, кто любит литературу. Они даже в школе выделяются, на них обращают внимание во время литературных конкурсов. Журналистика – это очень высокая планка. Когда начинаешь «тянуть» ребят на материалы, а мне очень хочется, чтобы у них были свои работы, приходится подтягивать даже самых способных детей. В журналистике на первый план выходит работа со словом, но дело это наживное и все со временем вырабатывается. У меня мало таких учеников, которые приносят мне работы, которые не требуют поправок. Для журналистики важно интеллектуальное развитие, умение мыслить, анализировать, понимать то, что ты пишешь. Способность быстро реагировать, быть легким на подъем – эти качества также играют свою роль.

Но человек должен еще ВУЗ закончить, а потом, придя на работу в газету, на радио или телевидение, пройти период становления. Проще говоря, «набить руку». Не всегда все получается. Природой так заложено, что достают до этой высокой планки лишь единицы. Естественно, помимо таланта, в душе тоже нужно что-то иметь. Когда тебя это увлекает, можно все преодолеть.

Галина Федоровна, на своих занятиях, помимо подготовки журналистских материалов, вы ставите еще и театральные постановки. Зачем?

В таких направлениях, как радио и телевидение, очень важно развивать сценичность. Бывает такое, что придет стеснительный, застенчивый ребенок, а когда даешь ему роль, он начинает улыбаться, свободней говорить. А потом и перед камерой он начинает себя свободнее чувствовать. Развитие актерских способностей, умение говорить правильно, чувствовать себя свободно – это тоже немаловажные факторы для журналиста.

– Где печатают материалы ваших учеников?

Детский журнал «Ушкан» сегодня не выходит, и лично для меня это огромная потеря, потому что там было треть наших публикаций. Например, статьи, личные высказывания, материалы о школьной жизни, о проблемах подростков. «Ушкан» устраивало то, что пишут сами дети. Также пять лет назад нас печатала газета «Бурятия», но когда перешли на «коммеризацию», нас прекратили печатать. Естественно все газеты зарабатывают, то есть печатает материалы, которые привлекают внимание, либо те, за которые платят деньги. Сегодня, к сожалению, правительство финансирует только свои материалы, информационного и официального плана. А мы пишем материалы в более позитивном ключе, пишем о кружках и так далее. Поддерживает нас студенческая газета «Час Пик. ВСГУТУ». Не хочу сказать, что газеты республиканского масштаба нас не печатают. Если материалы интересные, актуальные и злободневные, то их берут. Также мы сотрудничаем с радио БГТРК. Там появилась детская редакция, чему я очень рада.

– Галина Федоровна, спасибо вам за интересное интервью. Поздравляем вас с двадцатилетием студии и желаем процветания, успехов вам и вашим ученикам!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!