В условиях экономического кризиса и сокращения бюджетных средств взоры многих обращены к деятельности комитета по управлению имуществом и землепользованию. Согласитесь, если кому и задавать вопросы по наполнению бюджета, изысканию дополнительных источников доходов и эффективности использования муниципального имущества, то только им. О том, как город планирует решать эту непростую задачу, мы попросили рассказать председателя комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ Анастасию Кузовлеву.
– Анастасия Андреевна, с 1 марта этого года вступили в силу поправки в Земельный кодекс, которые некоторые СМИ назвали революционными. В чем заключаются эти революционные изменения?
– Если останавливаться только на ключевых моментах законодательства, то следует обратить внимание на то, что механизм выделения земельных участков стал предельно понятным и четким. В законе прописаны конкретные случаи, когда земельные участки могут быть предоставлены с торгов или без торгов. Кроме того, впервые установлен исчерпывающий перечень случаев (их 25), когда власти вправе отказать гражданам в предоставлении земли в частную собственность или аренду, например, если данный земельный участок имеет неуточненные границы.
Считаю, что новый закон кардинально изменил отношение к договорам аренды и решению проблемы долгостроя. Раньше город выделял земельный участок в аренду, там начиналось какое-то коммерческое строительство и даже если строительство на участке не заканчивалось, мы все равно продлевали договор. Есть земельные участки, которые были выданы и десять и более лет назад, но там до сих пор ничего нет. Причем суды очень неохотно шли на расторжение договоров с такими владельцами, были случаи, когда только бумаги (та же проектно – сметная документация) при совершенно пустом участке служили основанием для отказа нам расторгнуть договор. Теперь закон предполагает, что в таком случае договор может быть продлен всего один раз, а если в новые сроки строительство не завершится, органы местного самоуправления вправе изъять участок, выставить на торги, продать вместе с недостроенным зданием и выплатить гражданину потраченную сумму.
– Словом, есть надежда, что удастся получить дополнительные средства в бюджет. А какие еще изменения в законе могут привести к тем же результатам?
– К примеру, в рамках нового Земельного кодекса вводится возможность «присоединить» к основному участку прилегающую государственную или муниципальную землю с учетом предельного размера земельных участков для индивидуального жилищного строительства, если этот участок не может быть использован как самостоятельный участок. Для многих улан-удэнцев это реальный шанс приобрести за плату полоску примыкающей земли, которую они уже фактически огородили и пользуются. Плата за приобретение таких участков будет составлять 15 процентов от его кадастровой стоимости.
Еще один важный для нас момент, вся земля для коммерческого строительства предоставляется только с торгов, и это становится общим правилом. В федеральном масштабе утрачивается сама процедура предоставления земли по акту выбора. В то же время появились четко прописанные исключения из этого правила, например, возможность предоставления земли по акту выбора с целью реализации инвестиционных проектов или социальных объектов, таких, например, как детские сады. Но в этом случае есть обязательное условие – на этот счет должно быть распоряжение главы республики.
– Как решается вопрос с людьми, живущими на Левобережье?
– Процедура оформления земельных участков в этом районе города началась еще в 2009 году, там было создано три СНТ – «Степная протока», «Левобережье» и «Остров Комсомольский». Тогда процедура не была завершена. Только одно СНТ дошло до Росреестра, но им отказали на основании того, что в городе отсутствует фонд перераспределения земель. Вопрос возник с новой силой в период прошлогодних предвыборных обещаний, когда людей заверили, что землю им должны выделить бесплатно. Поскольку Левый берег с 50- ых годов считается зоной затопления, в правовом смысле для муниципалитета это было сделать просто невозможно.
Со вступлением в силу нового Земельного кодекса с 1 марта этого года изменился порядок распределения земель, и в решении проблемы Левого берега мы наметили для себя несколько вариантов. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что сейчас мы решаем вопрос о выделении жителям Левого берега земель для ведения садоводства, подобно тому, что есть в СНТ «Сибиряк», «Весна», «Дружба». Если следовать разъяснениям Конституционного суда России, то сегодня даже на землях садоводства можно строить хозяйственные постройки и получать регистрацию. Смысл заключается в том, что человек, который обладает правом собственности даже на садоводческих землях, может застраховать свое имущество, либо у него появляются иные способы его защиты. В конце концов, за те десятилетия, которые люди прожили на Левом берегу, они могли бы заплатить столько налогов, что с лихвой хватило бы покрыть ущерб от любого наводнения.
– Вопрос по 106 микрорайону, когда мошенники, продав муниципальную землю на 100 млн. рублей и скрывшись, оставили после себя огромный поселок самовольщиков. Как решается вопрос с ними? Какова судьба уголовного дела в отношении г-жи Мыртаевой, три года торговавшей муниципальной землей?
– Никакой информации по данному уголовному делу до нас не доводили. Известно только, что Мыртаева объявлена в федеральный розыск. 106 микрорайон – это наша боль, доставшаяся в наследство, и которой приходится заниматься самым внимательным образом. Граждане, купившие участки у г-жи Мыртаевой, в рамках уголовного дела признаны потерпевшими, однако этот факт не обязывает город узаконить их участки, хотя ответственности за произошедшее с города также снимать нельзя.
Напомню, что на все 127 участков, проданных внутри выделенного Мыртаевой квартала, на сегодня документы получены. 140 участков, проданных за пределами квартала, узаконены быть не могут ни при каких обстоятельствах, поскольку находятся в рекреационной зоне и жилищное строительство там не допускается. На сегодня по 8 земельным участкам принято судебное решение об их сносе, но пока никакой активности по этому поводу мы не предпринимаем, поскольку нет четкой позиции, что со всем этим самовольным поселком делать дальше. Как вариант рассматривается освоение участка, расположенного рядом, и перенос всех этих домов туда. Но даже в этом случае земля будет предоставляться гражданам с торгов.
– В городе активно ведется работа по перемещению металлических гаражей. Известно, что была разработана схема размещения металлических гаражей в Улан-Удэ, которая впоследствии была отменена. Как обстоят дела с этим вопросом?
– Согласно опять же новому земельному кодексу у муниципалитета исчезло право предоставлять договоры аренды на такие сооружения, как металлические гаражи. То есть до 1 марта мы заключали одиночные договоры на размещение металлических гаражей, а после 1 марта у нас такого права уже нет. Разработанную нами схему размещения гаражей прокуратура также не поддержала. Таким образом, в настоящее время мы изыскиваем альтернативу этим документам, руководствуясь логикой, что если на территории города стоят более 13 тысяч металлических гаражей, то пусть их владельцы платят за использование земельного участка деньги, даже если земельный участок и не оформлен. Суммы за неосновательное обогащение, которые предъявляются сегодня владельцам гаражей, очень небольшие, и охватывают мизерный процент владельцев. Если в этом вопросе удастся навести порядок, городской бюджет получит очень весомый доход.
Для примера хочу привести ситуацию с капитальными гаражами, когда только за прошлый год от оформления земельных участков под такими гаражи мы получили 10 млн. рублей. Все эти годы гаражи стояли не оформленные, потому что считалось, что оформлять их надо только комплексно, то есть все разом. Это редко удавалось, так как хотя бы одного владельца в гаражном кооперативе, но найти не получалось. Мы рассудили так: да, у этих гаражей есть общая стенка, они в одном кооперативе, но каждый гараж стоит на отдельном клочке земли, значит, каждый можно оформить индивидуально. Один владелец платит при оформлении земли в бюджет города от 10 до 25 тысяч рублей, вот и считайте…
– Если перейти от гаражей к парковкам, как решается вопрос с платными парковками?
– Этой темой занимается комитет по управлению транспортом. Наше видение в том, что платные парковки – это современная необходимая мера, которая уже прекрасно показала себя в Москве, и горожане, критично воспринимавшие все это на первых порах, сегодня довольны результатом. Какие здесь видятся ключевые моменты и технического, и организационного характера. Чтобы в центре города запустить платные парковки, необходимо делать это комплексно. Невозможно, к примеру, возле салона «Сибирячка» сделать платную парковку, а возле гостиных рядов оставить все, как есть. В противном случае получится простое «выдавливание» машин из одного места в другое. Плюс с введением платных парковок потребуется изменить административное законодательство, ввести систему штрафов за нарушение порядка, а иначе ничего работать не будет. Планируется запустить 800 парковочных мест в центре города уже в этом году, а также подготовить соответствующую нормативную базу.
– Как думаете, поможет все это наполнить бюджет?
– Раньше работа нашего комитета строилась в основном на неналоговых вопросах, то есть предоставлении объектов в аренду или их продаже. Сейчас наш функционал намного шире. Говорить о вовлечении городской земли в оборот довольно сложно, потому что свободной земли в Улан-Удэ фактически нет. С 2013 года мы перестали выделять земли под ДНТ, СНТ. Основной резерв нынешнего Улан-Удэ – это ревизия достаточно большого количества земли, которая занята самоволками (4%! от общей площади), гаражами и прочим объектами, которые должны приносить в бюджет доход. Если наладить эту работу должным образом, чем собственно мы сейчас и занимаемся, Улан-Удэ сможет решить многие и многие проблемы.
– Удачи вам!