blogtn.ru

Зурбановы

Почти 200 лет составляет общий трудовой стаж династии Зурбановых на ЛВРЗ

Их чествуют, уважительно называют технической интеллигенцией, сыгравшей большую роль в подъеме общего культурного уровня рабочего класса.

В подготовке к 80-летнему юбилею завода, который ЛВРЗ отметит в следующем году, «Книга летописи трудовой славы рабочих династий ЛВРЗ» имеет особое значение. Книга бережно хранится в заводском музее, в ней можно найти более ста фамилий. За каждой – судьбы десятков людей, непростая история района, города, республики, самоотверженный труд и преданность заводской проходной, с которой оказалась связана вся жизнь. В 1986 году решением руководства завода в книгу династий была внесена фамилия Зурбановых. Тогда их общий трудовой стаж насчитывал 118 лет. В 1998 году стаж работы всех членов семьи Зурбановых составлял уже 164 года, а на сегодняшний день – почти 200 лет. Сегодня из большой семьи на заводе продолжают трудиться два брата Анатолий и Владимир Зурбановы и их племянник Лаврентий Доржиев.

ЛВРЗ — флагман машиностроения

А началось все с 1934 года, когда из Нукутского района Иркутской области в Улан-Удэ впервые приехал 15-летний подросток Лаврентий Зурбанов. Самый младший ребенок в семье, Лаврентий поступил в ГПТУ учеником токаря, откуда и пришел на строящийся завод, которому отдал 52 года своей жизни! Из-за нехватки рабочей силы (в первые годы обеспеченность кадрами составляла лишь 33 процента) набор рабочих шел по всей Бурятии. Когда Лаврентий переступил заводскую проходную, коллектив праздновал годовщину пуска первого паровоза. Через год правительственная комиссия официально приняла завод в строй действующих. По данным тогдашнего главного инженера строительства Ф.Геринга, позднее репрессированного, Верхнеудинский паровозовагоноремонтный завод (ПВЗ) на тот момент был одним из крупнейших в мире по ремонту паровозов и самым большим в Европе и СССР. Флагман машиностроения республики, ПВЗ сыграл исключительную роль в развитии народного хозяйства, формировании здесь рабочего класса и творческой интеллигенции, в подготовке квалифицированных кадров для других отраслей промышленности. Именно здесь была предпринята первая попытка создать в городе жилой комплекс нового типа, где наряду с домами был построен собственный общественный центр – Дворец культуры ПВЗ.

В 1939 году Лаврентия Олзоевича Зурбанова призвали в армию, а дальше началась война. Служил техником по обслуживанию самолетов на Восточном фронте. Рассказывал, что два его летчика не вернулись с боевых вылетов. На войне погибли и два родных брата Лаврентия. От голода умерла в родном улусе мать. В части голодал, но выжил, в 1946 году вновь вернулся на завод. Работал токарем в инструментальном цехе, мастером, затем мастером отдела ОТК. Всегда с людьми, всегда в движении. Неоднократно избирался профоргом, депутатом райсовета. До последнего был настолько физически крепок, что даже в 70 лет легко делал упражнение «свечка».

В 1949 году Лаврентий познакомился со своей землячкой Антониной Хайдуровой, судьба которой оказалась в чем-то схожей. Ее отец, коммунист улуса Хашхай Иркутской области, тоже служил на Восточном фронте, вернулся с войны. До войны из одиннадцати детей умерло от болезней четверо, в 1944 году в Тернопольской области погиб брат Сократ. Все, кто остался в улусе, работали день и ночь. Чтобы не умереть с голоду, ели грибы, ягоды, чеснок, щавель. Уже после войны закончила школу, приехала в Улан-Удэ, поступила в педучилище, вышла замуж и перебралась к мужу на завод. Грамотной, способной, коммуникабельной женщине нашлось дело по душе. Тридцать лет проработала она на ЛВРЗ, двадцать из которых библиотекарем парткабинета, еще семь лет возглавляла общество «Знание», заведующей парткабинетом, выполняла другую общественную работу, без которой в те годы не мыслилась сама жизнь. Проводила лекции в цехах и на агитплощадках, политинформации, организовывала политучебу, встречи с интересными людьми, вечера, диспуты – везде надо было успеть. Нередко на такие встречи в парткабинет приходили и ее дети – Людмила, Анатолий и Владимир, вся жизнь которых оказалась тоже связана с заводом.

 

Продолжая традиции

— После школы даже мысли не было искать что-то другое — только завод, — рассказывает технолог отдела главного технолога Анатолий Лаврентьевич Зурбанов. — Всю жизнь прожили в соцгородке завода. Когда раньше шли с отцом, он почти с каждым здоровался, меня это всегда удивляло, а сегодня я точно также иду по улице. Как молодой специалист когда-то получил от завода квартиру в этом же поселке. Тогда на заводе было большое строительное управление, все дома, начиная от Элеватора до «Стрелки», строились заводом и обслуживались им же. Все школы в соцгороде относились к ЛВРЗ. Было три собственных пионерских лагеря, детсады, профилакторий, общежития, парки. Сорок лет назад «рабочий ЛВРЗ» звучало гордо, тебе завидовали. Имя директора ЛВРЗ знал каждый житель города, директор завода был крупной политической фигурой. В первую очередь для завода строилась здесь ТЭЦ-1, для заводского поселка первыми в городе были сооружены инженерные коммуникации.

Люди выстояли даже в непростые 90-е годы, когда месяцами не платили зарплату. У завода были столовые, на питание в которых выдавали талоны. Эти талоны стали заводскими деньгами. В обмен на них в киосках на площади Славы за полцены можно было купить пиво, продукты на заводе выдавали под запись и так выходили из положения. На заводе люди знакомились, создавали семьи. Я со своей женой Надеждой Петровной познакомился тоже на ЛВРЗ (заводской стаж бывшего инженера отдела главного энергетика Надежды Петровны Зурбановой — 32 года). 34 года без перерыва отдал заводу родной брат Владимир Лаврентьевич, который за эти годы отремонтировал тысячи вагонов. Работала на заводе и его жена Вера Дамдиновна. Наша сестра Людмила трудилась лаборантом газокислородного цеха, а ее муж Виктор Доржиев — мастером локомотивосборочного цеха. Сегодня на заводе работает их сын Лаврентий, названный в честь деда. Он точно также после учебы в институте железнодорожного транспорта пришел на завод и с тех пор работает здесь уже 11 лет.

— Считаю, что молодежи на заводе сегодня можно делать карьеру, — говорит замначальника локомотивосборочного цеха (самого большого цеха ЛВРЗ) Лаврентий Доржиев. — Я окончил школу в 1998 году. Половина моих одноклассников работает здесь. Сначала работал слесарем, потом мастером, начальником участка, начальником смены. Сегодня у меня в подчинении 430 человек. Завод, который строил мой дед Лаврентий Зурбанов, и в новых экономических условиях продолжает жить.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!