blogtn.ru

Творческий портрет народного артиста Республики Бурятия Булыта Раднаева

https://www.youtube.com/channel/UCYDbc_mca2LlMZOkQPP2cAQ

Автор – А.Г. Багадаева, ст. преподаватель кафедры ХИС ВСГИК, фото Т. Никитиной

Creative portrait of Bulyt Radnaev, People’s Artist of the Republic of Buryatia

Аннотация: статья посвящена сценическому пути замечательного артиста Бурятского Государственного Академического театра оперы и балета имени Г.Ц.Цыдынжапова Булыта Раднаева, прослеживается творческое взросление артиста, раскрываются созданные им сценические образы.

Abstract:    The article is devoted to the career of Bulyt Radnaev, a remarkable artist of the Buryat State Academic Opera and Ballet Theatre named after G.Ts. Tsydynzhapov, the creative growth of the artist is traced and his stage characters are revealed.

Ключевые слова: артист балета, творческий путь, хореографическое искусство, сценическое воплощение.

Key words: ballet dancer, creative path, choreographic art, stage embodiment.

С самого зарождения профессионального балета Бурятии его лицом были  выдающиеся артисты с яркой индивидуальностью. Одним из самых заметных ведущих балетных солистов Бурятии стал Булыт Тумырович Раднаев, современный принц классических и неоклассических балетов. Брутальная внешность, великолепное владение техникой классического танца и зашкаливающий актерский потенциал позволяют Булыту Раднаеву танцевать главные партии почти во всех репертуарных спектаклях, наполняя их чистотой академического исполнения и глубоким эмоциональным прочтением.

В детстве Булыт Раднаев и не думал посвящать себя искусству балета. Он родился в селе Шибертуй Бичурского района. В 10-летнем возрасте судьба привела его в стены Бурятского хореографического училища, где в течение восьми лет продолжалось обучение этой непростой, порой неблагодарной, но необычайно красивой, интересной и творческой профессии артиста балета. Сам Булыт так рассказывает о своем поступлении в хореографическое училище: «Певец Григорий Багадаев – троюродный брат моей мамы. Его жена – балерина Лариса Протасова – как-то увидела меня. Я в это время был увлечен фильмами с Брюсом Ли, делал махи ногами, и она, заметив мою растяжку, предложила попробовать поступить в Хореографическое училище. Толком не зная русского языка, я приехал в Улан-Удэ. Комиссия была строгая – Петр Тимофеевич Абашеев и Лариса Петровна Сахъянова. Меня приняли, хотя я был самым маленьким в классе – на год-два младше одноклассников и, соответственно, ниже» [1].

В 2002 году Булыт Раднаев окончил хореографическое училище по классу народного артиста Бурятской АССР Мергенева Георгия Николаевича. К окончанию училища Булыт Раднаев не выглядел как будущий солист балетной сцены. В то, что из неокрепшего невысокого паренька вырастет прекрасный принц, верилось далеко не всем. На выпускном концерте Булыт выступал с танцевально-драматическим номером «Подхалим» в постановке Л.Якобсона. Уже здесь его актерский талант проявился в полной мере в пластическом изображении угодничающего и раскланивающегося льстеца.

Однако для поступления в труппу Бурятского Академического театра оперы и балета даже в качестве кордебалетного танцовщика этого было мало. В 2002 году какое-то время после выпуска Булыт Раднаев числился артистом балета в только что создавшемся и недолго просуществовавшем коллективе «Молодой балет Бурятии» под руководством народного артиста РСФСР Виктора Александровича Ганженко. Однако Булыта не оставляло желание работать в главном музыкальном театре Республики. Поэтому когда ему все же представился шанс, он воспользовался им сполна. Буквально за лето после выпуска из училища Булыт неожиданно вырос на 17 сантиметров, и уже в сентябре 2002 года был принят в труппу Бурятского Государственного Академического театра оперы и балета.

Становление Булыта Раднаева как ведущего танцовщика осуществлялось уже после выпуска из училища, когда будучи артистом балета, он с необыкновенным рвением и желанием танцевать, оттачивал все технические тонкости балетного искусства, продолжая расти не только в прямом, но и в профессиональном плане. Способствовали этому и природные данные молодого танцовщика. Постепенно ему начали доверять небольшие сольные партии, такие как Pas de trois из балета «Лебединое озеро», Предводитель воинов из «Красавицы Ангары», Синбад-мореход из балета «Тысяча и одна ночь» и др. С каждой новой партией Булыт Раднаев все увереннее раскрывался как танцовщик, с каждым новым шагом он продвигался все ближе к намеченной цели и к мечте о вершинах балетного искусства.

Первой по-настоящему сольной партией Булыта стал его выход в сцене «Сон Руслана» из балета «Руслан и Людмила» на музыку М.Глинки. В 2004 году балетмейстер Олег Игнатьев, осуществлявший эту постановку, заметил одаренного начинающего артиста и специально для него ввел в балет сцену, где тот успешно воплотил образ молодого Руслана.

Довольно скоро молодому артисту поручили партию, которая для каждого ведущего танцовщика является определенным этапом в его сценической жизни. Классическая партия принца Зигфрида из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» стала для Булыта Раднаева не только творческим испытанием, но и серьезной заявкой на положение премьера бурятского балета. Романтический образ средневекового принца артист наполнил эмоциональной глубиной и рыцарскими порывами влюбленного героя, остающегося при этом искренним и понятным зрителю.

Открытый внутренний мир сценических образов Булыта Раднаева, без тени хитрости и философских нагромождений, без присутствия загадки и тайны в мотивах их поведения, порождает ощущение некого широкого пространства, наполненного светлыми и чистыми эмоциями. Таким же широким, академически чистым и очищенным от излишнего трюкачества предстает танец Булыта Раднаева, посредством которого он передает порывистость и благородную романтичность своих персонажей. Подобное отношение к танцу встречается во всех образах, создаваемых Булытом Раднаевым.

Работая в театре, Булат Раднаев встретил свою любовь в лице народной артистки Бурятии Вероники Мироновой, с которой они создали творческий и семейный союз. На сцене эта пара воплотила немало образов возлюбленных и не только героев. По словам самого Булыта Раднаева именно В.Миронова помогала ему набирать технические навыки дуэтного танца, без которого не представимо ни одно исполнение классических балетных партий. Постепенно их совместное творчество переросло в большое чувство. Здесь сказалось не только эмоциональное совпадение двух ведущих артистов бурятского балета, но и бесконечная преданность и любовь к общему делу – искусству балета.

Одним из лучших сценических образов, созданных Булытом Раднаевым, стал образ графа Альберта из немеркнущего романтического балета А.Адана «Жизель». Здесь артист показывает путь перерождения своего героя из легкомысленного и где-то незрелого в своих чувствах молодого денди в человека, чье сердце переполняют сильные переживания, ведущие к возрождению его души. Альберт Булыта Раднаева с самого начала проявляет трогательную теплоту по отношению к крестьянской девушке Жизели, в нем нет и налета от скучающего эгоистичного аристократа. Испытывая мимолетную влюбленность, Альберт-Раднаев оказывается совершенно растерянным перед трагическими обстоятельствами, разворачивающимися в конце первого акта, виновником которых он становится сам того не желая. Во втором акте вариация Альберта-Раднаева является образцом одного из лучших исполнений, где артист удивительно свободно распоряжается танцем, вкладывая в него всю выразительность, которую требуют и музыка, и сценический образ.

Именно партия Альберта по признанию самого артиста была и остается его любимой балетной ролью, которая полностью изменила его внутренний мир. Помимо прочего, связано это было еще и с тем, что как раз во время подготовки к премьерному выходу на сцену в образе Альберта в 2005 году сам артист был беззаветно влюблен в свою будущую спутницу, и душевные терзания сценического героя были созвучны переживаниям молодого артиста.

Полон внутренней содержательности еще один романтический герой балетной сцены, воплощенный танцовщиком – это шекспировский Ромео из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Премьера балета на бурятской сцене состоялась в 2005 году в постановке Шамиля Терегулова. На премьерном спектакле Булыт Раднаев танцевал в паре с ведущей балериной Евгений Цыреновой (Мижитовой). В дальнейшем эту партию он исполнял также в паре со своей супругой Вероникой Мироновой. Мужественная манера танца и безукоризненная чистота исполнения Булыта Раднаева и легкий, выразительный, утонченно-подвижный стиль Вероники Мироновой, сочетаясь, создавали эмоциональную наполненность и чувственную глубину внутренних переживаний знаменитых влюбленных.

Однако артистический диапазон Булыта Раднаева не ограничивается только амплуа героя-любовника. Ему также хорошо удаются комедийные роли, как например авторитарный, но глуповатый Панталонне из балета «Арлекинада» Г.Доницетти в постановке Георгия Ковтуна, или нелепый Пьеро из детского балета «Буратино» А.Бочарова в постановке Олега Игнатьева. Фактурными и внушительными получились роли кровавых тиранов, таких как Шахрияр из балета «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова в постановке Музаффара Бурханова и Макбет из одноименного спектакля К.Молчанова в постановке Даниила Салимбаева.

Одним из запоминающихся образов Булыта Раднаева стал светлый образ Енисея из легендарного национального балета Бурятии «Красавица Ангара» Б.Ямпилова и Л.Книппера. Широкие и уверенные движения, вдохновленная и при этом мужественная манера танца Енисея-Раднаева раскрывают характер благородного героя, который заполняет сцену своей полноводной силой, символизирующей могучую сибирскую реку.

Находящийся в постоянном поиске новых путей профессионального самовыражения Булыт Раднаев всегда оставался открыт для новых форм хореографического искусства. Так, в 2009 году с привычной для него самоотверженностью он взялся за воплощение главной партии в балете «Юки» в постановке Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева. Этот необычный балет, с разноуровневым воплощением современной хореографии стал определенным прорывом, меняющим взгляд бурятского зрителя на современное искусство в целом. «Булыт Раднаев поразил своим творческим потенциалом и огромной энергией. Гибкий, очень восприимчивый к новой информации, увлекающийся и при этом имеющий хорошую профессиональную основу. Немаловажно стимулировать эти побеги для дальнейшего роста» [2] – отзывалась об артисте А.Кадрулева.

С ростом профессионального мастерства в творческой характеристике Булыта Раднаева появлялось все больше наград и званий, отвечающих общественному и зрительскому признанию талантливого артиста.   В 2008 году Булыт Раднаев становится дипломантом Всероссийского конкурса артистов балета имени Галины Улановой. В 2011 году он получает Диплом Специального приза народного артиста России Петра Абашеева V международного конкурса сольного национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок дружбы». В этом же году он оканчивает Восточно-Сибирскую Государственную Академию культуры и искусств (ныне ВСГИК), получив педагогическую специальность по направлению «Хореографическое искусство».

В 2012 году за исполнение стильной неоклассической хореографии Питера Куанца в трех одноактных балетах «Souvenirs de Bach», «In tandem» и «Dzambuling» Булыт Раднаев становится лауреатом Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Эти балеты канадского балетмейстера, проходящие под общим названием «Вечер современных балетов», вызвали шквал одобрения и похвальных отзывов со стороны московских критиков и знатоков балета во время прохождения Дней экономики и культуры Бурятской республики в Москве в 2011 году.

В 2013 году Булыт Раднаев удостаивается звания «Заслуженный артист Республики Бурятия», в этом же году он получает звание «Лидер культуры Республики Бурятия». В 2016 году на престижном в балетном мире конкурсе «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, где Булыт Раднаев выступает в качестве помогающего сценического партнера участвующей в конкурсе японской балерины Мидзуки Уэно, он получает премию «Лучший партнер, не участвующий в конкурсе».

В 2019 году Булыт Раднаев получает звание «Народного артиста Республики Бурятия». К этому времени сценическая карьера артиста обогатилась внушительным списком ведущих партий балетных спектаклей и концертных номеров. Среди них помимо уже упомянутых такие балетные роли как Нурредин из балета «Талисман» Р.Дриго, Пер Гюнт из одноименного балета Э.Грига, Злой гений Ротбарт из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского, Базиль из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса, Солор из балета «Баядерка» Л.Минкуса, хан Гирей из балета «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, Принц из балета «Щелкунчик» П.Чайковского, Вакх из балета «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, Джотто из балета «Франческа да Римини» П.Чайковского, Маэстро из балета «Король вальса» И.Штрауса, Художник из балета «Болеро» М.Равеля и др.

Таким же насыщенным можно назвать и ряд концертных номеров, исполняемых Булытом Раднаевым:

  • Л. Готшалк. «Тарантелла»
  • В.А. Моцарт. «Вдвоем»
  • П. Ольденбургский. Па-де-скляв из балета А. Адана «Корсар»
  • П. Чайковский. Классическое па-де-де
  • А. Пьяццолла. «Танго ночи»
  • Л. Минкус. «Индусский танец»
  • К. Сен-Санс. «Вакханалия»
  • К. Глюк. «Мелодия»
  • Р. Дриго. Па-де-де Медоры и Раба из балета А. Адана «Корсар»
  • Д. Шостакович. Танго из балета «Золотой век»
  • С. Рахманинов. Весенние воды. Хореография А. Мессерер и другие.

Помимо артистической нагрузки Булыт Раднаев занимается и общественной деятельностью, являясь председателем профкома театра. Подобно Горьковскому «Буревестнику», который «жаждет бури» и показывает «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе» [3] он с врожденным чувством справедливости и свойственной для него смелостью отстаивает интересы артистов, координирует всю текущую деятельность профсоюзной организации, а также всегда старается оказать необходимую помощь сотрудникам театра. Он также полон творческими задумками и идеями новых оперно-балетных проектов, прославляющих мастерство ведущих деятелей театрального искусства.

Сегодня Булыт Раднаев – все тот же артист с неистощимой и побеждающей верой в силу искусства, широкоплечий красавец бурятского балета. Сценический опыт и артистическая зрелость позволяют ему еще глубже и проникновеннее раскрывать, созданные им хореографические образы. Его танец, классически правильный, истинно мужской и подлинно артистичный, как и его дарование, отмеченное сценической индивидуальностью, позволяют создавать смелые и сильные образы, наполненные широтой, страстью, эмоциональной напряженностью и полетностью музыкально-пластического исполнения.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!