Фото: Т. Никитиной
С 11 по 13 декабря в Москве в рамках больших гастролей Бурятского театра оперы и балета им. Цыдынжапова артисты показали лучшие свои спектакли.
«Сильная вещь»
Знаки-напутствия сопровождали театральную труппу на протяжении всего пути к взыскательному московскому зрителю. В международном аэропорту «Байкал» артистов встречал ролик, посвященный бурятским спектаклям – балету «Земля веры: Баргуджин Тукум» (12+) и возрожденной из небытия опере Вано Мурадели «Великая дружба» (12+). Плюс каждый пассажир авиакомпании S7 впервые на страницах бортового журнала мог прочитать большую статью о скрытых смыслах современного балета «Земля веры: Баргуджин Тукум» в постановке Никиты Дмитриевского.
С одной стороны, оба произведения связывают какие-то мистические love story представителей двух совершено разных народов. По сюжету балета одинокий монах Тумэн влюбляется в принцессу Асуйхан и похищает ее из родного племени, в процессе чего принцесса тоже влюбляется в своего похитителя. В «Великой дружбе», имеющей конкретную историческую основу, действие происходит на Северном Кавказе в 1919 году и начинается с того, что застигнутый за воровством коня джигит Муртаз наповал сражен красотой казачки Галины.
Он обещает ради своей любви убить некоего Комиссара, пришедшего на их землю во имя большой цели, но, повстречавшись с этим самым Комиссаром лицом к лицу, сначала дважды промахивается, а потом и вовсе спасает ему жизнь, закрыв его своим телом от белогвардейской пули.
В данном случае если балет можно трактовать как отражение души народа, вековых традиций, то оперу – как отражение того самого большого мира, в котором живет сегодня Бурятия. Перефразируя слова постановщика балета Никиты Дмитриевского из того самого бортового журнала, если в буддизме и шаманизме важнее понимать, кем ты являешься, а не куда ты идешь, и это есть смысл представленного балетного действа, то в опере камнем преткновения становится как раз второе.
Другими словами, своими постановками в год 100-летнего юбилея республика шагнула за рамки обычного в таких случаях праздничного подарка, предложив на суд взыскательного музыкального сообщества, как сказали бы раньше, невероятно «сильную вещь».
А кто комиссар
В течение целых двух дней музыкальная элита Москвы могла лицезреть оперу «Великая дружба» в постановке Владимира Рылова, которую никто из наших современников до этого момента не видел. Как известно, в 1947 году опера, только начавшая марш по стране, была запрещена специальным постановлением ЦК ВКП (б) и больше не ставилась. Должно было пройти 76 лет, чтобы на сцене Большого театра вновь зазвучала великая музыка, и каждый, кто оказался в эти дни в театре, может, и не вслух, но невольно задавал себе вопрос, зачем.
Кто-то был готов согласиться, что в Бурятском театре оперы и балета, все плафоны которого раскрашены в духе канувшего в Лету социалистического реализма, рано или поздно должен был появиться хоть один спектакль из этого самого прошлого. Кто-то пришел к мысли, что в свете происходящего в зоне СВО актуально именно сегодня вывести на сцену бурятских артистов в бурках.
Кому-то показалось излишним обилие пионеров на сцене, тем более что появились они в советских реалиях гораздо позже 1919 года. Кого-то удивили шеренги дружно марширующих людей в национальных костюмах, хотя изначально опера и была приурочена к 30-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Как бы там ни было, но нельзя не услышать за всем этим звенящую, как сталь, мелодию, призывающую к единению и провозглашающую приход некоего Комиссара (первоначальное название оперы «Чрезвычайный комиссар»).
Сильный Комиссар (особенно выигрышным показался этот образ в лице заслуженного артиста Республики Бурятия Эдуарда Жагбаева) пришел на землю Кавказа и чудесным образом объединил не просто совершенно разные народы, а враждующие между собой испокон веков. Есть ли сегодня в нашей жизни такие комиссары – вопрос риторический и совсем не праздный.
В ходе состоявшейся на сцене Большого театра пресс-конференции художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Владимир Рылов лишь сказал о том, что мы можем принимать методы советской власти или отвергать их, но нельзя отрицать, что с 1922 по 1991 год благодаря именно этим методам резня на Кавказе была прекращена.
Опера про смыслы
Так совпало, что «Великая дружба», поставленная в 1947 году ко дню рождения товарища Сталина, прозвучала на московской сцене именно в декабре, хотя заявлена была в рамках Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», стартовавшего при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив еще этой осенью. (Кстати, премьера в том самом 1947 году состоялась в городе Сталино, переименованном позднее в Донецк.)
По какому-то невероятному стечению обстоятельств московские гастроли Бурятского оперного совпали с сенсационным назначением на пост директора Большого театра Валерия Гергиева и не менее сенсационным, или, как его назвал сам многолетний экс-председатель СТД России Александр Калягин, чрезвычайным съездом Союза театральных деятелей.
Наконец вряд ли можно назвать случайностью тот факт, что за два дня до премьеры «Великой дружбы» в Большом театре президент России Владимир Путин сообщил, что намерен баллотироваться на очередной срок. Несложно подсчитать, что в случае победы и завершения этого самого срока он обгонит Иосифа Сталина, который руководил Советским Союзом с 1924 по 1953 годы. Таким образом Путин будет руководить страной дольше всех со времен императрицы Екатерины Великой.
Происходящие тектонические сдвиги в мире и стране, в жизни каждой российской семьи невероятным образом преломились в незамысловатой, на первый взгляд, опере. «Великая дружба» способна сегодня удивить искушенного московского зрителя только заложенными там смыслами. Разглядеть эти смыслы оказалось возможно лишь находясь от этой самой Москвы за тысячи километров, и речь не только про Бурятию, но и находящихся за океаном наблюдателей. Не случайно, в статье «Москва лучится триумфом: фронт застыл, а западная помощь Украине застопорилась», вышедшей на сайте The Washington Post через неделю после премьеры, опера «Великая дружба» упомянута дважды (!) и в непосредственной связке с тем, что делает Владимир Путин.
Отрадно, что свое музыкальное слово республика сказала в свое 100-летие, которое республика встретила на подъеме. Представительно выглядит на федеральном уровне глава Бурятии Алексей Цыденов, уже давно и плодотворно работающий в таком влиятельном органе как Госсовет, где он возглавляет рабочую группу «Транспорт». Как результат – беспрецедентные для Бурятии сдвиги в работе общественного транспорта, его обновление.
На историческую сцену
Вряд ли уместно здесь уличать родившегося в Ленинграде господина Рылова, никогда не вступавшего в ряды КПСС и всегда открыто высказывавшего либеральные убеждения, в каких-то особых симпатиях к коммунистам или вообще власти. Тем ценнее, наверное, поступок этого человека, вынесшего под знаменем бурятского театра (на крыше которого всадники высоко несут это самое знамя) на исторический суд современников оперу с глобальными смыслами. По меткому замечанию одного критика, эту оперу вполне мог бы поставить сам Большой театр.
Не будем забывать, что «Великая дружба» стала первой оперой в истории, в отношении которой был издан беспрецедентный указ ЦК ВКП (б), с которого, собственно, и начались репрессии в отношении ведущих деятелей советской культуры и чему посвятила свою книгу «1948 год в советской музыке» исследователь Екатерина Власова. В условиях, когда наши с вами современные деятели культуры пачками отправляются, слава богу, не под расстрел, а только в залы судебных заседаний, подобные оперы пришлись очень даже кстати. Совсем иным деятелям адресована концовка оперы, которую великий маэстро изменил уже на свое усмотрение.
Есть все основания утверждать, что очень скоро опера «Великая дружба» будет исполнена там, где она когда-то впервые прозвучала – на исторической сцене Большого театра, и уже в присутствии не только музыкальных критиков, но и первых лиц страны. Более того, именно с этой оперой воспевающие Комиссара и одетые в бурки артисты Бурятского театра оперы и балета могли бы начать гастроли по ближним и дальним странам зарубежья вплоть до «резиденции папы римского», чтобы воочию показать всему миру то, что этот мир пока еще не замечает. Чтобы добавить иррационального в предстоящие гастроли, наряду с оперой «Великая дружба» уместно было бы включить и спектакль-балет «Земля веры: Баргуджин Тукум», в котором бурятский балет предстал совсем в ином облике. Да будет так.