2 апреля, на четвертый день самоизоляции глава республики Алексей Цыденов сообщил, что в Бурятии запущен сервер, на котором можно будет отследить путь следования всех пациентов, чей коронавирус уже подтвержден, с указанием точной даты нахождения человека по каждому адресу. 4 апреля такая карта – геолокация по адресу http://geo.govrb.ru/nacproject.html появилась, однако открыть ее смогли немногие, а открывшие нашли, что сервер неудобен, плохо грузится и еще хуже читается. 6 апреля улан-удэнский программист Павел Сахияев презентует собственную карту с красно- желто- зелеными значками, адаптированную под мобильные устройства. 8 апреля предприниматели, нашедшие на карте свои кафе- магазины – салоны, заявляют о том, что подадут на программиста в суд.
Красный значок
Вот что рассказала по этому поводу улан-удэнская предпринимательница Мария:
– С того самого дня, как появилась так называемая «вторая коронавирусная карта» по адресу stopvirus03.ru, я лично нахожусь в постоянной переписке со своими клиентами, знакомыми, коллегами. У всех один и тот же вопрос – почему мы никому ничего не сказали? Да мы сами не знали! Действительно, в двадцатых числах к нам приезжал Роспотребнадзор, сообщил о том, что два человека такого-то числа посещали наше заведение и у них обнаружили коронавирус. Они произвели дезинфекцию и уехали. Больше никто нас ни о чем не предупреждал, но мы приняли все меры безопасности, закрылись на карантин и всем коллективом сели по домам. Ситуацию я отслеживаю в ежедневном режиме, никто еще не заболел. В чем нас обвинять? Зачем было сеять панику? Зачем выставлять на всеобщее обозрение персональные данные? У нас слишком маленький город, чтобы говорить намеками. Теперь полгорода знает, кто такой Пациент №1 и по каким маникюрным салонам он ходил с 11 по 25 марта, пока не был госпитализирован. Если бы эти люди знали, что больны, неужели бы они вышли на улицу? Складывается впечатление, что давняя история борьбы двух торговых сетей вышла на новый виток, кто-то намеренно раздувает всю эту ситуацию, пытаясь достичь своих целей. Какая цель у карты? Я не знаю, кого она спасла, уберегла, но очень точно знаю, что, когда период самоизоляции закроется, мы – все те малые предприятия, которые там упомянуты, уже не откроемся. Если наше правительство так понимает помощь малому бизнесу, то я уже и не знаю, что сказать.
Зеленый значок
Программист Павел Сахияев открыт для общения, спокоен и уверен, что действует в рамках закона, пользуясь только открытыми источниками информации.
– У меня есть друзья, юристы, есть группа программистов, которые мне помогают, и которым я за это плачу, потому что создание и пополнение такое карты – дело непростое. Каждый день я лично трачу на это несколько часов. В отличие от геопортала, куда Роспотребнадзор выкладывает фактически то же самое, наша карта проста, удобна и она работает. Самый большой поток просмотров, которые мы зафиксировали, – до 40 тысяч, а обычно – 10-15 тысяч в сутки. Абсолютно уверен, что только благодаря этой карте люди стали опасаться выходить на улицу, гулять с детьми, ходить в гости. У нас есть точные свидетельства того, что жители Батарейки перестали выходить гулять в общий двор после того, как увидели на карте, что в их доме заболело два человека. То есть за неделю до этого они наблюдали «скорую» возле подъезда, но не придали этому значения. Что бы там кто ни говорил, мы имеем дело с очень опасным вирусом. Неизбежно, что число больных в ближайшие два месяца будет только расти. Коронавирус переместился в сельские районы. Я уверен, что на самом деле в Бурятии в 3-4 раза больше зараженных, чем показывает официальная статистика. Сейчас Apple и Google создают программу слежения за коронавирусными больными. Программы будут встроены в операционные системы ios и android, тестирование будет в конце мая и запуск на всю планету, и тогда примерно 3 млрд. человек смогут подключиться к глобальной программе слежения за больными. Наша карта может помочь тем, что она говорит правду, и поэтому она нужна. Интересно, что такую же карту уже создали в Москве, кстати, на неделю позже нашей, а значит, мы правы.