blogtn.ru

За равные условия. Элитное образование для детей состоятельных улан-удэнцев больше не будет финансироваться за счет бюджета

С 1 сентября 2011 года введены единые для всех школ нормативы. Государство выполнило свое обещание сделать обеспечение финансированием равным для всех. Отныне живительные транши отпускаются школам не по принципу “ты мне больше понравился”, а строго исходя из количества обучающихся детей.

Никакие поправочные коэффициенты, раскритикованные председателем республиканской общественной организации “Учителя Республики Бурятия” Федиком, больше не действуют.

Новый норматив на одного улан-удэнского школьника составил 21650 рублей в год и оказался хоть и выше прошлогодних расценок на государственное обучение, но далеко не всем пришелся по душе. Маленькие школы, не сумевшие влиться в другие школы или расположенные в закрытых социумах (военных городках), “сели” в норматив с трудом. На совещании школьных директоров, состоявшемся на прошлой неделе в администрации города, маленькие школы подняли против новой системы оплаты бунт. Нонсенс заключался даже не в том, что появились недовольные реформами, а то, что идейным вдохновителем оппозиции выступил директор российской гимназии №59 Евгений Миронов.

Богатые даже в школе приспособились все получать на халяву

Без преувеличения самая элитная школа Улан-Удэ в лице своего директора вдруг заявила о том, что она близка к закрытию. Новая система оплаты труда якобы довела педагогов до ручки, а переходить в автономию, то есть вводить дополнительные платные услуги, они не желают. Здание знаменитой гимназии больше 350 детей не вмещает, так что получаемых денег при новом финансировании не хватит даже на зарплату. Впрочем, при детальном рассмотрении ситуации выяснилась проблема несколько иного рода. Создавая свою педагогику для избранных, российская гимназия №59 добилась для себя избранного же и финансирования. Если в обычных школах выделить ставку психолога или социального работника давно стало серьезной проблемой, то в гимназии легко находили бюджетные средства на собственный духовой оркестр, образцовую хоровую студию, кружок любителей анимации и много других, надо понимать, бесплатных для детей секций. Школа легко могла позволить себе купить новую мебель, цветы в коридор, кулеры, фонтанчики для увлажнения воздуха в каждый кабинет и даже провести такую дорогостоящую вещь, как наружное освещение.

В какой еще школе депутат, наверняка он же родитель, может позволить себе отдать из депутатских денег, выделяемых из бюджета на наказы избирателей, 400 тыс. рублей на приобретение третьего компьютерного класса, состоящего из 13 ПК, 5 ноутбуков и цветного лазерного принтера (официальный отчет гимназии за 2009-2010 годы). По данным все того же г-на Федика, за счет поправочных коэффициентов финансирование одного ученика гимназии №59, равно как и других элитных школ города, в прошлом году получилось в два раза (!) выше, чем в обычных учебных заведениях. При этом в гимназии №59, по словам самих педагогов, в отличие от прочих школ, нет ежемесячных сборов на разные школьные нужды. Действительно, к чему эти унизительные сборы, когда с неба сыплются такие сверхлимиты.

О чем играет духовой оркестр

Оазис коммунизма за счет бюджета держался в гимназии №59 до тех пор, пока реформы не поставили все школы в равные условия, привязав финансирование только к количеству учеников. Казалось бы, и здесь проблемы для малогабаритной гимназии №59 быть не должно, хотя бы потому, что простых смертных среди родителей гимназистов практически нет. Таким путь сюда заказан: школа в числе немногих улан-удэнских учебных заведений давным-давно освобождена от обязанности принимать детей по микрорайону. Вот почему здесь никогда не было (да и откуда им взяться?) учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, да и вообще конфликтных ситуаций. Известно, что конкурс не детей — родителей (а то и бабушек и дедушек) в гимназию №59 куда жестче, чем у чиновников, желающих попасть на госслужбу. Главный характер отбора легко угадать, просмотрев на сайте гимназии только фамилии отличившихся в учебе школьников. Чиновники, депутаты, предприниматели — иные семейства при желании могли бы вообще взять гимназию на содержание, не говоря уже о финансировании дополнительных образовательных услуг в виде того же духового оркестра.

Ан нет, за трехлетний подготовительный период, отпущенный школам на то, чтобы приспособиться к новым финансовым условиям, ничего подобного в гимназии №59 сделать не удалось. Директор Миронов и слышать не желает о том, чтобы перевести духовой оркестр и прочие изыски элитного образования за счет внебюджетных источников, как это делается везде, не говоря уже о том, чтобы вообще начать жить по средствам. Проще говоря, это надо понимать так, что, привыкнув к халяве, платить состоятельные родители за элитное образование собственных деток не желают. Спору нет, результаты образцового обучения в элитных условиях маленькой школы, где все друг друга знают по именам, вне всяких похвал. В рейтинге улан-удэнских школ гимназия №59 много лет держит позицию лидера.

Вопрос только один — почему за счет бюджета? Создайте такие же условия в любой другой школе — освободите от микрорайона, дайте сверхлимиты и кучу дополнительных педагогов, — и результаты будут не хуже. В любом случае отныне родителям гимназии №59 придется выбирать — либо платить за духовые оркестры, либо распрощаться с ними навсегда. В конце концов, если они захотят, то вполне могут выучить своих детей и в частных школах, с них не убудет, а вот перетягивать на себя одеяло бюджетного финансирования не позволено будет отныне никому.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!