blogtn.ru

Выступивший в столице Бурятии с концертом Дмитрий Маслеев рассказал, что для него Улан-Удэ

Фото: Зорикто Дагбаев

На прошлой неделе на сцене Бурятского оперного театра в рамках гастролей Красноярского академического симфонического оркестра с сольным фортепианным концертом выступил Дмитрий Маслеев. С тех самых пор, как наш земляк стал обладателем I премии и золотой медали XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, все внимание любителей классической музыки в Бурятии приковано к этому имени. Пользуясь случаем, мы задали известному пианисту несколько вопросов.

– Дмитрий Владимирович, семь лет назад, после неожиданной победы на конкурсе Чайковского, ваша жизнь изменилась на 180 градусов. Вы сразу стали заслуженным артистом Республики Бурятия и лауреатом Государственной премии Республики Бурятия, перебрались в Москву, перед вами открылся путь пианиста, концертирующего по всему миру. Вы обзавелись своим сайтом и ютуб-каналом. Появились ли у вас продюсеры, агенты, иными словами, как вы справляетесь с задачей продвигать свое творчество?

Сегодня в Улан-Удэ я приехал как солист Московской филармонии, где в Москве за сезон даю 1015 концертов. Поскольку сайтом и каналом занимаюсь сам, ничего особо я там не отслеживаю. Единственное, что в пандемию у меня появилась возможность выложить какие-то свои накопившиеся записи. Поскольку концертная деятельность возобновилась, то заниматься сайтом удается очень редко.

Когда мне задают вопрос, хотел ли я когда-либо поменять свою жизнь, возможно, до 2015 года такие мысли и были. Тогда у меня не было никакой карьеры, но я продолжал упорно заниматься, хотя это не давало ничего взамен, кроме удовлетворения. К счастью, мне повезло, я много трудился, и после конкурса Чайковского все эти мысли ушли на десятый план, а может, даже на сотый. Появилась гастрольная, концертная жизнь, чему я невероятно рад. Тому, что  занимаюсь любимым делом, у меня есть возможность выходить на сцену, радовать музыкой улан-удэнскую публику.

– Говоря про магию концертного зала, известный комедийный артист Юрий Гальцев признался, что когда ему где-то за рубежом аплодировал 6-тысячный зал, он пережил ни с чем не сравнимое ощущение парения. А что сцена для вас? Какой еще профессиональный конкурс нужно выиграть пианисту, чтобы перед ним открылась дверь еще больших возможностей?

В области мировой академической музыки есть четыре таких признанных конкурса конкурс Чайковского в Москве, конкурс Шопена в Варшаве, конкурс Вана Клиберна в Америке и конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе. Я бы не стал так категорично проводить параллель с открытой дверью, потому что в конечном итоге все зависит здесь только от тебя. Уверяю вас, в любой момент открывшаяся дверь может с таким же успехом и закрыться.

Что касается участия в других конкурсах, то этого я не планирую. Следующая ступень для меня – запись произведений, то, что мы сделали с Красноярским симфоническим оркестром под управлением Владимира Ланде. В этот альбом вошли Концерт для фортепиано № 1 Дмитрия Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана, и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром современного российского джазового композитора Николая Капустина. Капустин – это современная музыка, очень рекомендую послушать.

– В Улан-Удэ вас часто сравнивают с Денисом Мацуевым, вы оба из сибирских городов, оба успешно концертируете. Ваши имя – фамилия начинаются на одну и ту же букву. Как  относитесь к таким сравнениям?

Не люблю, когда меня с кем-то сравнивают, и сам этого никогда не делаю. В моем круге общения нет конкуренции, может быть, это связано с тем, что мы вместе играем камерную музыку, это нас сплачивает. Часто играем с виолончелистом Александром Раммом, который наверняка известен улан-удэнской публике.

– Есть такой известный прием. Если в одной комнате в разные углы поставить два рояля и у одного нажать клавишу, то у другого завибрирует та же самая струна. В вашем музыкальном мире есть музыкант, композитор, просто человек, с которым вы настроены в унисон?

Мне кажется, я плыву по течению, и, к счастью, мне встречаются люди, с которыми мне легко, комфортно и невероятно полезно общаться. Я испытываю истинное наслаждение, если выхожу с кем-то на сцену, потому что это всегда полезное взаимодействие. Или это может быть мимолетный совет от кого-то, всегда есть у кого поучиться, всегда есть что узнать.

Например, очень люблю квартет Бородина, с которым мы в последний раз исполняли фортепианные квинтеты Дворжака и Брамса. Это невероятный коллектив, выступать с ними большое счастье. Я хочу привезти их в Улан-Удэ, познакомить нашу публику с их творчеством.

– Что для вас Улан-Удэ, откуда вы уехали ребенком в 13 лет? То есть осознанное отношение к музыке как смыслу всей жизни, по вашим же словам, появилось в специальной музыкальной школе в Новосибирске. В Новосибирске считают вас своей звездой? Почему в каждом своем интервью вы вспоминаете Улан-Удэ, рассказывая про город, где сегодня не осталось никого из ваших родных? На улицах Улан-Удэ вас узнают?

Нельзя сравнивать популярность классических музыкантов, какими бы известными они ни были, и звезд эстрады, к примеру. Всегда рад приезжать в Улан-Удэ, все семь последних лет приезжаю сюда в филармонию с концертами, последние три года из-за ремонта зала выступаю в оперном театре. Выходить на сцену родного города невероятно приятно.

Когда я приезжаю в Улан-Удэ, меня охватывает ностальгия. У меня остались здесь педагоги, которые меня когда-то учили в музыкальной школе № 26 на Шишковке, в музыкальной школе № 5, я всегда приглашаю их на концерты. Моего первого педагога Ольгу Андреевну Черных, Елену Евдокимовну Степанову, которая подготовила меня к поступлению в музыкальную школу-колледж имени Глинки в Новосибирске. Когда меня спрашивают, откуда я,  всегда упоминаю их, Улан-Удэ, Байкал как доминанту, невероятное место. Я знаю, что здесь ждут моих концертов, здесь всегда необычайно теплый прием.

Давно хотел приехать в Улан-Удэ с Красноярским симфоническим оркестром, сделать здесь новогодний концерт. Необычайно рад, что благодаря помощи очень многих людей такие гастроли, посвященные 150-летию Сергея Рахманинова, по городам Красноярска, Иркутска, Читы состоялась. Вдвойне почетно, что эти гастроли совпали с 85-летием Бурятской филармонии, к чему планируется приурочить и следующий мой сольный концерт. Думаю, он состоится этой осенью. В первом отделении будут исполняться сонаты Бетховена, во втором – Мусоргский, Глинка, Балакирев, русская музыка.

– Вы часто гастролируете за границей. Насколько, с вашей точки зрения, санкции повлияли на эти гастроли, на исполнение там русской музыки?

Музыкальный язык универсален. То, что иногда пишут, что где-то происходит отмена русской культуры – это единичные неадекватные случаи. Да, они бывают громкими, потому что все сразу об этом пишут, но если смотреть в общем, то ничего такого нет. Ни разу не встречал какого-то предвзятого к себе отношения. Возможно, это связано с тем, что тот круг общения, который есть у меня здесь, за рубежом, он в целом небольшой. Мы столкнулись с некоторыми отменами концертов, но опять же я очень благодарен тем организаторам, которые несмотря ни на что, приглашают российских артистов, то есть   хочу сказать, что никаких особых проблем здесь нет.

Например, из-за пандемии мы три раза переносили концерт в Золотом зале венской филармонии Музикферайн, где сыграть почтут за честь артисты самого высочайшего ранга. В начале марта нам это удалось, пришел полный зал публики, все были довольны, и я очень рад, что наконец это состоялось. В апреле у меня планируется большой гастрольный тур, и хотя, может быть, концертов не так много, но подготовка к ним занимает немало времени. Причем программа состоит процентов на 80 из русской музыки.

– Месяц назад в Улан- Удэ прошел музыкальный конкурс «Созвездие молодых», где блестяще выступила лауреат международных конкурсов среди пианистов, студентка IV курса Московской консерватории Карина Тумурова. Ей пророчат большое будущее. Вы с ней знакомы? Вообще пианисты республики поддерживают друг друга за пределами Бурятии, есть у вас какой-то единый круг общения?

Если такой круг общения и есть, я вне этих вопросов, мой график не позволяет мне отвлекаться от работы.

– На каком инструменте вы занимаетесь дома?

Рояль марки «Стейнвей», с наушниками, потому что в условиях обычной квартиры заниматься по-другому невозможно, и это большая проблема всех музыкантов.

– Та самая Карина Тумурова в своем интервью сказал, что для нее музыка ближе к реальности, чем сознание человека. А что музыка для вас?

Могу передать некоторые свои впечатления от произведений, которые настолько гениальны… Я понимаю, что они созданы людьми, композиторами, но иногда возникает абсолютно стойкое ощущение, что у композитора открылся какой-то канал связи с небом. Появляются просто невероятные ощущения от того, как это сделано.

– Удачи вам, надеемся, что, прочитав эту публикацию, поклонников классической музыки в Бурятии и ваших поклонников станет больше!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!