Фото Т. Никитиной
Совет Народного Хурала под председательством спикера Владимира Павлова рассмотрел десятилетние итоги республиканского закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия». Республиканские парламентарии заслушали доклад министра экономики Екатерины Кочетовой, а также приняли к сведению информацию о текущей деятельности на территории Бурятии таких ресурсодобывающих компаний, как акционерное общество «Хиагда» и «ПАО «Селигдар».
С самого начала министр пояснила, что считает принятый в 2009 году закон об инвестиционной политике в Бурятии морально устаревшим и требующим пересмотра в свете новых экономических реалий. По словам Екатерины Кочетовой, в связи с переходом республики в систему ДФО и появлением всех связанных с этим мер поддержки назрела необходимость аккумулировать средства в единую систему.
Кому помогала Бурятия
Согласно предоставленной информации, за десять лет действия закона об инвестиционной поддержке общий объем предоставленных из республиканского бюджета средств составил более 2,5 млрд рублей. Согласно отчетам правительства, в экономику республики было инвестировано 23 млрд рублей, перечислено 12 млрд рублей налогов, произведено продукции на 142 млрд рублей и создано 700 рабочих мест. На вопрос депутатов, насколько вообще можно верить этим цифрам, министр экономики Бурятии Екатерина Кочетова лишь напомнила, что это данные «эпохи трех министров экономики», поэтому вопросы уместнее задавать Счетной палате Бурятии, которая дает официальное заключение по каждому заключаемому договору.
Если брать структуру предоставляемой помощи, то собственно востребованными оказались только три направления: государственные гарантии (637 млн рублей), субсидия на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков, налоговые льготы в размере 1,6 млрд рублей (льготы по налогу на прибыль — почти 228 млн рублей, по налогу на имущество — более 1,3 млрд рублей), субсидии — 200 млн рублей.
К примеру, полным освобождением от налога на прибыль в региональной части воспользовались разрез «Тугнуйский», сэкономивший с 2011-го по 2015 год 221 млн рублей, аэропорт «Байкал» — 5,2 млн, «Бурятмяспром» — 1,17 млн рублей. С 2017 года больше никто этой льготой в республике не пользовался.
Полным освобождением от налога на имущество также его региональной части воспользовались компания «Бурятмяспром» (95 млн рублей), аэропорт «Байкал» (2,5 млн рублей), «Хиагда» (842 млн рублей), Республиканская типография (1,6 млн), разрез «Тугнуйский» (207 млн рублей), свинокомплекс «Восточно-Сибирский» (149 млн рублей) и другие. Соглашение с фабрикой «Амта» на сумму 360 тыс. рублей было расторгнуто, а перечисленная ей сумма возвращена в бюджет.
Следующая мера в виде государственной гарантии была предоставлена двум предприятиям — Селенгинскому заводу железобетонных изделий (13 млн) и свинокомплексу «Восточно-Сибирский» (623 млн). В 2017 году было заключено последнее в республике инвестиционное соглашение с ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» (204 млн рублей), но предприятие господдержкой не воспользовалось по причине расторжения соглашения.
— В связи с тем, что мы вошли в состав ДФО, появились разнообразные федеральные механизмы поддержки инвесторов. В рамках федерального законодательства предлагается привлекательный налоговый режим, например, «Территория опережающего социально-экономического развития», «Свободный порт «Владивосток», специальный инвестиционный контракт, специальный налоговый вычет и другие. Однако на сегодня ни один институт развития в Бурятии не владеет информацией о механизмах получения таких мер, никто не может грамотно проконсультировать по этим вопросам. Бизнес-планы, которые составляются нашими специалистами, не проходят экспертную оценку на федеральном уровне. Нам не просто предстоит еще этому учиться, нам фактически нужна единая система поддержки инвестиционно-предпринимательской деятельности, чтобы воспользоваться всеми этими инструментами, — сообщила Екатерина Кочетова.
Льготы получили — про все забыли
В ходе обсуждения выяснилось, что из 19 заключенных в разные годы соглашений практически все на сегодня расторгнуты, а тем инвесторам, кто хотел бы инвестировать и дальше, при существующих условиях это делать просто невыгодно, как, например, свинокомплексу «Восточно-Сибирский». Зампредседателя Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев обратил внимание присутствующих на другую сторону проблемы, когда потраченные бюджетные деньги не приносят прямой выгоды республике.
— Почему мы подписываем соглашения, но не указываем в них выгоды в целом для республики? Допустим, тот же Тугнуйский угольный разрез. Почему нельзя вписать в соглашение, чтобы по льготной цене углем обеспечивался тот же Мухоршибирский район или только социальные объекты в республике? Почему «Хиагда» подписывает соглашение только с Баунтовским районом? «Восточно-Сибирский» свинокомплекс — как только льготы получили, тут же все забыли. А могли бы закупать зерно у крупных сельхозпредприятий Тарбагатайского, Бичурского районов вместо того, чтобы завозить его из Томска или Новосибирска, — обозначил проблемную точку Цырен-Даши Доржиев.
Вице-спикер уточнил, что на сегодня мы фактически не имеем возможности отследить, как именно тратят средства получатели помощи из бюджета. Если бы в соглашения были вписаны все эти моменты, устанавливающие их целевое использование, ситуация была бы другой. Республика дает льготу, чтобы компания увеличивала свои прибыли, но проблема заключается в том, что прибыли она платит не в Бурятии.
На вопрос председателя комитета по социальной политике Игоря Марковца, почему проекты из Бурятии не проходят экспертизу в федеральных институтах развития и на что лучше всего обратить внимание, министр экономики ответила, что нет смысла у себя изобретать велосипед, а стоит начать изучать действующие «территории опережающего развития», где есть все.
В качестве рекомендации правительству совет Народного Хурала постановил создать совместную рабочую группу с профильными министерствами и продумать возможности для повышения знаний в экономических вопросах, требующихся для принятия решения. В срок до 1 февраля 2021 года для повышения инвестиционного потенциала Бурятии провести анализ эффективности имеющихся у нас форм государственной поддержки инвестиционной деятельности и внести изменения в соответствующий закон. Кроме того, депутаты высказались за то, чтобы усилить контроль за исполнением инвесторами показателей экономической, социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов.