blogtn.ru

В школе-саду №92 г. Улан-Удэ «Медвежонок» практически все сферы деятельности делегированы родителям

Наша школа меняется в соответствии с требованиями времени, где первую скрипку в решении всех школьных вопросов отныне играет родительская общественность.

Именно государственно-общественное управление детсадами, школами и другими учебными заведениями позиционируется сегодня как основной локомотив происходящих в образовании реформ. Для кого-то это прозвучит как сенсация, но факт остается фактом — не только государство, органы власти или администрация школы, но и сами получатели образовательной услуги вправе сегодня управлять педагогическим процессом. Не помогать белить и красить школы и даже распределять стимулирующую часть зарплаты учителей, а фактически во всех школьных делах идти с учителями бок о бок. Вот почему наши родители давно уже стали полноправными участниками Байкальского образовательного форума, где уже в четвертый раз своим опытом готовы поделиться представители родительской общественности школы-сада №92 г. Улан-Удэ «Медвежонок». Им есть о чем рассказать. В министерстве образования и науки Бурятии и не скрывают: школы, могущие похвастаться такой системой сотрудничества с родителями, какую удалось выстроить коллективу «Медвежонка» под управлением директора Татьяны Митрофановой, в России можно пересчитать по пальцам.

Оценку учителю ставят родители

Согласно отчетам, общественное управление в той или иной степени (попечительские и наблюдательные советы, родительские комитеты, сайты, публичные отчеты и прочее) существует сегодня практически в каждой школе. Отличие в том, что в «Медвежонке» нет ни одной функции учебного заведения, участие в которой не принимали бы родители. Родительские комитеты организуют внеучебное время, наблюдательный совет решает финансово-хозяйственные вопросы, экспертный совет оценивает качество образовательного процесса. А есть еще совет отцов, попечительский совет, есть детское самоуправление, и все каким-то образом находят друг с другом общий язык, все включены в единый процесс и все (даже педагоги) считают, что без реформ в образовании достичь такого было бы невозможно. Однако чтобы понять, как это все работает, чем общественное управление отличается от традиционных подходов к роли родителей в школе, лучше послушаем самих родителей.

Надежда ХАРАЕВА, член экспертного совета школы-сада «Медвежонок»:

— Я состою в экспертном совете нашего «Медвежонка» вот уже четыре года и считаю, что отработанную здесь уникальную систему общественного управления возможно и просто необходимо внедрять в других школах. Все претензии, которые могут возникать у родителей к школе, реально решаются благодаря созданию между родителями и учителями единого образовательного пространства. В попечительском совете работают одни родители, в наблюдательном — другие, в экспертном совете — третьи, и так получается, что все они так или иначе контролируют друг друга, чем достигается наибольшая эффективность управления. При этом ни один учитель, к примеру, не имеет никакого отношения к сбору финансовых средств, а администрация школы — к начислению стимулирующей части учительской зарплаты.

Происходит это следующим образом. Экспертный совет из пяти родителей, имеющих возможность вникать в суть образовательного процесса, интересующихся такими вещами, прошедших специальную подготовку, раз в квартал по своему усмотрению посещает уроки всех педагогов, кто желает получать стимулирующую часть, и это совсем не те педагоги, у кого учится их собственный ребенок. Все члены экспертного совета заполняют экспертные листы, проставляют баллы за портфолио учителей и таким образом оценивают работу, по итогам которой учителям начисляется стимулирующая часть оплаты труда.

Как обстоят дела в большинстве школ? Родители получают от администрации готовые экспертные листы, где уже проставлены баллы, а им остается их только подписать. Отсюда — формальный подход в создании советов, не обладающих или не использующих управленческие полномочия, открытая манипуляция такими советами со стороны руководителей образовательных учреждений, ну и, конечно, социально-психологическая напряженность в педколлективах при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Новая школа — новое сознание 
Сэсэгма ЦЫРЕНОВА, член экспертного совета школы-сада «Медвежонок»:

— Наша школа работает по системе Эльконина-Давыдова, где приветствуется открытая позиция, возможность высказывать собственное мнение, открыто решать все вопросы, и так ведут себя не только дети, учителя, но и родители. В «Медвежонке» более половины всех родителей задействованы в общественном управлении, они привыкли к тому, что могут запросто прийти в школу и высказать свою точку зрения, не боясь в этом ошибиться. Когда наши дети вместе с родителями переходят в другие школы, им всем бывает непросто. Я знаю примеры, когда родители попытались вовлечь нового классного руководителя в такую деятельность, и та написала заявление с просьбой отстранить ее от руководства таким классом, мол, столь активные родители ей не нужны. Когда наши дети в других школах пытаются высказать свою точку зрения, им говорят, что они не умеют себя вести. Если родители приходят к учителю на урок, а учителя это раздражает и воспринимается им как угроза его благополучию и вообще существующей системе, такую систему надо менять. Государственно-общественное управление — это заявка на изменение сознания самих руководителей образования, появление таких менеджеров, как Татьяна Геннадьевна Митрофанова. Мы верим, что наша школа — маленький островок, который с каждым годом будет только расти. Нормы государственно-общественного управления поддерживаются министерством образования и науки Бурятии, лично министром Алдаром Дамдиновым, прописаны в новом законопроекте «Об образовании», в федеральных государственных стандартах. За общественным управлением в образовании большое будущее.

Светлана Трифонова, председатель комитета по образованию Улан-Удэ:

— Пять лет назад мы начали работу по развитию в городе общественно-государственного управления и мы готовы представить сегодня свой опыт на IV Байкальский образовательный форум. В мае 2008 года был создан городской родительский совет, получивший высокую оценку мэра г. Улан-Удэ Геннадия Айдаева, потом совет отцов, и ни одно важное дело в системе образования, будь то переход на новую систему оплаты труда, подготовка к новому федеральному образовательному стандарту, не проходит без участия наших родителей. Сегодня родители не просто принимают участие в улучшении школьной инфраструктуры, условий образования, они заинтересованы в результатах работы своей школы, при этом они очень грамотны, информированы, активны. Сегодня наши родители входят в совет по образованию и ежемесячно участвуют в таком ответственном деле, как распределение стимулирующей части оплаты труда директоров школ. В этом году в период сдачи ЕГЭ в городе работало 240 общественных наблюдателей из числа родителей. Огромную работу ведут наши родители в сфере дополнительного образования.

Есть замечательный опыт работы совета отцов в школе №51. Родители школы №54 для своих детей организуют палаточный лагерь в самых красивых уголках Бурятии. На общегородском собрании родителей, которое прошло в мае 2012 года, было принято решение об открытии «Школы родителей», где будут проходить занятия для всех желающих по вопросам воспитания и образования, новой системы оплаты труда учителей, распределение стимулирующей части, финансовых нормативов и другие. Родители, добро пожаловать в общественное управление образованием!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!