blogtn.ru

В ожидании внука Жамбаловых

Автор – Надежда Цыбудеева

По-разному приходит успех к творческим людям –к одним в силу способностей, доставшихся им по воле матушки-природы, другие его тщательно организуют: заводят полезные связи, стараются где надо засветиться, гоняются за приезжими знаменитостями, с ними фотографируются, позируют перед камерами и т.д. Но как-то получается, что истинные таланты в большинстве своём житейски беспомощны, им не свойственно стремление всё знать, некоторая детскость, наивность и т.д. Словом, «служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво», как говорил поэт.

Однако, не таковы мои оппоненты Жамбаловы, которые умеют оказаться в нужное время в нужном месте и вполне преуспели по части бытовых, финансовых и творческих достижений, что подвластно не каждому актёру, певцу или режиссёру.

Теперь о том, кто же они есть – эта блистательная семья Жамбаловых в обоих на сегодняшний день поколениях. Драматическими актёрами они не стали, т.к. глава семейства Саян имеет речевой дефект, а Эржена не обладает должным артистическим темпераментом, а также не владеет бурятским языком. Да, они певают, но для того, чтобы быть певцами, нужен верно поставленный вокальный аппарат. Правда, есть категория бардовских исполнителей, для которых требуется несколько иной характер высказывания, а именно безыскусная исповедательность, когда душа непосредственно обращена к другой душе, как это есть у Елены Камбуровой, Булата Окуджавы, гостей «грушинского» фестиваля на открытой площадке лесной полянки. Есть универсальная профессия театрального режиссёра, обнимающая всю совокупность умений в области театра и музыки, а также поистине энциклопедических знаний.

Исходя из высказанного, трудно сделать заключение, какая же профессия характеризует эту чету. Получается и то, и другое, и третье, но на самом деле ни то, ни другое, ни третье. А всего понемногу, и это уже называется иначе – хобби, любительство или дилетантизм, когда делается не то, как надо, а как бог на душу положит. А кто спросит, если сами себе ставим задачи, сами их выполняем, сами себе начальники, сами же –подчинённые?

Теперь вспомним, как всё начиналось. В1988 году 3-я бурятская студия ЛГИТМиКа давала на сцене БГАТ выпускные спектакли в 2-х отделениях: 1-ое отделение сценическая речь, 2-ое – сценическое движение и показывало их по районам республики, где их радушно встречали труженики полей и ферм, а потом так же тепло встретили в родных стенах. Но не тут-то было.

Не успев влиться в труппу, молодые актёры стали требовать перемен – на дворе стояла перестройка. Состоялось несколько собраний, к которым подключилась республиканская пресса. Молодёжь не хотела мириться со сложившимися театральными порядками, проявляла неуживчивость, но и внятных требований не предъявляла. И их услышала зампред по социальной политике Л.Ч. Нимаева, которая грубо вмешавшись в деятельность театра, устранила режиссёра В.И. Кондратьева, внедрила вместо него Бальжанова и рассыпала тем самым былой монолит академической труппы с его богатой историей, со своим репертуаром, сложившимися традициями. Кто-то стал искать себя в новой профессии, кто-то ушёл на вольные хлеба. Жамбаловы стали по существу придатком блока «Социальная справедливость», это позволило им открыть так называемый театр наедине с собственными амбициями, без коллектива, без собственного помещения и без репертуара.

Понятно, что такой театр не мог долго существовать. И тогда из властных кабинетов поступило решение назначить Жамбалову директором республиканской филармонии. Отказавшись от пропаганды классического наследия, в чём состояло её изначальное предназначение, филармония стала концертной площадкой     этого семейства и служила их запросам и умениям. Так появилась фоново- вспомогательная эстрадная группа «Урагшаа» непонятного профиля, происхождения и без определённого будущего.

Тем же путём идут дети Жамбаловых. Дочь Сойжин обучалась на дирижёрско-хоровом отделении колледжа искусств и вдруг объявилась на поприще режиссирования. Сын Дахалэ много лет учился на моринхуриста, а теперь в нём проснулся стихийный талант драматического актёра. Можно только позавидовать этой семье, где каждый с детства не только определился со своим будущем, но и знает, что на этом пути его ждёт успех. А ведь Шаляпин, прежде чем стать великим певцом земли русской, перепробовал множество черновых профессий, крупный русский композитор А.П. Бородин метался между химией и музыкой, бурятский писатель В. Митыпов пришёл к писательству через геологию, исследуя недра земли. Можно порадоваться тому благополучию, что без особых трудов достигнуто этой семьёй благодаря умению оказываться в нужное время и в нужном месте. Но есть истина: «возлюби не себя в искусстве, а искусство в себе».

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!