blogtn.ru

В нынешний июль Байкал посетило в два раза больше туристов

На фото Т. Никитиной: Надежда Цыренова и ее частный музей “Енхолог” (Новый Энхалук, Кабанский район)

«Ковидное» лето в Бурятии началось с чиновников из Ростуризма, включивших наш регион в приоритетные направления своей работы, организовавших глянцевую рекламу и московские чартеры на Байкал. Удалось ли достичь задуманное и каковы видятся итоги минувшего туристического сезона на правобережье, оно же Подлеморье? Об этом и не только мы спросили рядового труженика туриндустрии, владельца общепита и частного музея «Енхолог» в селе Новый Энхалук Кабанского района Надежду Цыренову.

— Надежда Петровна, недавно директор медицинского центра «Бодхи» в селе Сухая, того самого, который презентовали в начале лета московским гостям, на своей страничке в соцсетях рассказал, что 70 процентов туристов приехало к ним из центральных регионов страны, Забайкальского края, Якутии, 30 процентов — из Бурятии. Средний чек оказался высоким. А что скажете вы?

— Благодаря приложенным усилиям как со стороны правительства республики, так и такого гиганта местного рынка, как Лев Асалханов, построившего в Сухой «Сагаан Морин», наше правобережье в туристическом плане действительно шагнуло далеко вперед. Безусловно, повлияло и это, и то, что новая коронавирусная инфекция закрыла для российских туристов зарубежные курорты. Не знаю, стал ли в итоге этот год для Байкала туристической Меккой — цифры покажут, но, по некоторым данным, в этот сезон в Бурятию приехало в два раза больше туристов, чем в прошлом году. При этом надо учитывать, что массовое посещение озера Байкал каждый год начинается только с 13 июля.

География наших гостей была самая разнообразная — Москва и Мoсковская область, Оренбург, Чита, Хабаровский край, Еврейский автономный округ, Приморье, Екатеринбург, Ленинградская область, Киров, само собой Иркутск и Новосибирск. В большинстве своем люди приехали на Байкал впервые, эмоции получили самые положительные.

— Вы принимаете гостей в своем частном музее, где рассказываете о появлении на Байкале кударинских бурят, их быте и традициях. Что приезжим гостям интересно в вашем музее? Какие вопросы они задают?    

— Приезжие почти ничего не знают о Бурятии, поэтому им интересно все. Они не знают, что наши народности подразделяются. Они могут спросить — а занимаются ли здесь охотой? Приходится объяснять, что в Центральной экологической зоне никакой охоты быть не может. Рыбу ловить тоже нельзя. Здесь заповедник. Конечно, приезжим хотелось бы посетить этнодеревню с реально живущими там людьми, поучаствовать в приготовлении пищи, выделке меха, каких-то обрядах, как это широко практикуют, например, в Монголии.

— В качестве замечания тот же директор «Бодхи» сообщил, что брендирование южного направления Байкала сегодня недостаточно, потому что большая часть туристов едет в северном направлении — Турка, Максимиха, Горячинск. На ваш взгляд, в чем вы видите проблему развития туризма на Байкале?

— У меня совершенно небольшой сектор туристического рынка — кафе и частный музей «Енхолог» в поселке Новый Энхалук, то есть нет гостевого дома, но вряд ли мой взгляд на проблему будет сильно отличаться от остальных. Если говорить о правобережье, которому в последний год уделяется такое внимание, конечно, много сделано в плане инфраструктуры. Построены дороги, тротуары, перила, подстанция для увеличения электромощностей. Если говорить про Новый Энхалук, построены современные электросети, но перебои с электричеством почему-то продолжаются. Заявленное в программе «Подлеморье» водоснабжение и водоотведение так и не было сделано, а между тем это очень важный пункт.

Проблема водоснабжения на Байкале была всегда. К примеру, наше заведение работает семь лет, но только второй год в связи с наплывом туристов мы открыли в Новом Энхалуке ресторан, потому что на него появился спрос. Сюда начали приезжать люди, готовые ходить на Байкале в ресторан. Опять же из-за того, что не могли в республике найти шеф-повара (шеф-повар в этом году приехал к нам из Иркутска), мы начали работать только с 1 августа, а 23 августа уже закрылись.

Если москвичи могут позволить себе ресторан с приличным чеком, то у жителей республики, приезжающих на отдых, к сожалению, платежеспособность очень низкая. Они не в состоянии порой посетить даже музей «Енхолог», цена билета в котором 200 рублей. Мы специально сделали билет только для взрослых, дети до 14 лет могут посещать музей бесплатно, и это надо видеть, когда взрослые отправляют подростков в музей, а сами остаются стоять на крыльце.

— А еще что мешает развитию туризма на Байкале?

— Самая главная наша проблема в том, что здесь работают непрофессионалы. Нет единого понимания, куда все это надо развивать, как и что делать. По сути каждый сегодня здесь сам по себе, что-то предпринимает, варится в собственном соку. Нет такого, чтобы тебе кто-то подсказал, куда развиваться, как улучшить работу здесь и сейчас — этого нет, потому что никто не знает, как это делать, а если даже и знает, то не скажет из-за опасения, что кто-то на его мыслях будет зарабатывать. Проводятся бесконечные семинары, за которыми нет продолжения. Одни событийные мероприятия следуют за другими, никак не связанные между собой. Мы понимаем, что как в любом другом деле здесь должна быть система, специалисты, курирующие каждое направление, помогающие, обучающие, как это делается на западе. Самое интересное, что начало было положено, были потрачены колоссальные средства. К примеру, в свое время сюда по проекту «Программа развития Организации Объединенных наций «Каждая капля имеет значение» приезжали иностранные специалисты, которые учили, как собирать мусор на Байкале, как для местного населения лучше организовать рынок, где люди могли бы реализовать излишки своей продукции. Они проводили семинары, в селе Дулан Кабанского района был создан информационный центр «Байкальские поморы».

— И где это все?

— Ничего нет. А между тем их советами десятилетней давности я пользуюсь в работе до сих пор. По большому счету то, что они тогда говорили, начало хоть как-то реализовываться только сейчас. Но большей частью все, что происходит в нашем туризме, происходит стихийно, волею случая, на свой страх и риск. Вот появился в Энхалуке в свое время предприниматель Сергей Рогов, съездил на Белые камни, построил там инфраструктуру, и возник тур. Появится другой такой предприниматель, который захочет показать всем не менее красивую местность Балдаковская, и там появится тур.

До сих пор в республике нет визитного центра, куда стекалась бы вся информация о турах, экскурсиях, других возможностях для гостей провести время. Что я имею в виду? Вот мы в поселке Новый Энхалук открыли частный музей «Енхолог». В Старом Энхалуке открылся «Музей невероятной истории Байкала». Напечатали буклеты, уведомили администрацию Кабанского района. В итоге ни один турист до нас по этой линии так и не дошел. Ни одно турагентство за это лето к нам своих туристов не привезло, хотя до Сухой, где они размещались, всего 5 минут езды, экскурсия занимает час, а свободного времени у туристов, приехавших сюда на неделю, предостаточно. В порядке вещей, когда турагентство договаривается с тобой, ты планируешь, ждешь группу, а никто не приезжает и даже не спешит тебе сообщить, почему. Доходит до смешного. Туристы каким-то образом узнают о нас сами, в своем городе, к примеру, в Оренбурге, приезжая сюда, ищут машину и сами добираются до нас. И вот тогда понимаешь, что работаешь не зря, что твой труд вызывает неподдельный интерес.

— Удачи вам!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!