Фото Т. Никитиной
В минувшие выходные в знаменитой местности Меркитская крепость Тарбагатайского района наблюдалось столпотворение. На автобусах, машинах, микриках сюда прибывали и прибывали жители республики и гости столицы, движимые одной целью – увидеть, как цветет сибирский абрикос, вдохнуть пьянящий аромат редких цветов и степных трав, посетить так называемую Меркитскую крепость.
В отличие от совсем недавнего прошлого на памятнике археологии произошли существенные улучшения. Подобно Большой Байкальской тропе здесь появилась своя экологическая дорожка, по которой удобно шагать навстречу истории. Пусть тропа не всегда снабжена указателями, но в наиболее опасных местах появилось ограждение, в наиболее красивых – лавки. Начало «восхождения» венчает информационный щит со схемой маршрутов, где сообщается, что общая протяженность пути составляет 5,2 км, а высота – почти 1000 метров над уровнем моря.
Далеко не каждый преодолеет путь по Меркитской крепости до конца, посетит «Трон Чингисхана» и «смотровые площадки с отверстиями для сигнальных огней», заглянет в пещеру, где, говорят, не так давно видели волчицу – не важно. Даже частичка красоты, встреченная на пути к меркитам, способна вызвать в душе горожанина ощущение чуда. Таких запахов, красок, пейзажей, разнообразия самых разных цветов и растений в одном месте можно встретить не часто даже в Бурятии.
Тугнуйская долина – уникальное место, где можно встретить сразу все: горы и пещеры, лес и степь, озера и реки. У подножия горы Шара – Тэбсэг, что переводится как «желтые ступени», легко увидеть место археологических раскопок, где совсем недавно на глубине всего полутора метров было обнаружено более тысячи вещественных доказательств активного пребывания здесь человека эпохи бронзового века. Трудно представить, как он выглядел, этот человек, и каким он был на самом деле. Цвела ли в те времена на этих скалах абрикосовая роща? Лишь керексуры и плиточные могилы тысячелетней давности, естественные укрытия Меркитской крепости напомнят нам о том, что он защищался. Применяя всю свою хитрость, ловкость и силу, обозревая с головокружительной высоты своих врагов и призвав в помощь Богов, он верил в победу.