Жизнь прожить – не поле перейти. В эти дни свой юбилей отмечает Клавдия Алексеевна Клочихина, старейший на сегодня представитель известного рода Клочихиных, мама, бабушка, прабабушка. Несмотря на возраст, тетя Клава все еще читает газеты, вяжет, гладит и выполняет другую мелкую работу по дому, а еще любит вспоминать – о прошлых годах, о селе Желтура Джидинского района, где прошла по сути вся жизнь.
Далекий 1924 год, в котором родилась Клавдия, выдался для семьи Трескиных, как и для всей страны, тревожным. В этом году в селе Посольск Кабанского района скончался ее отец, а спустя несколько лет от тифа умерла мать, оставив дочку на попечение старшего сына – железнодорожника. Семья Ивана Трескина, где помимо Клавдии воспитывались свои дети, «кочевала» по станциям. Когда Клавдии исполнилось 16 лет, брат отвез ее в Улан-Удэ на работу, оставив жить у тетки. Знающую грамоту девушку приняли кассиром в парикмахерскую Спецторга. Парикмахерская находилась на углу улиц Коммунистическая и Куйбышева, где работал со своей женой старик – еврей. Он научил Клаву считать на счетах, вести делопроизводство и содержать бумаги в порядке. Желающие постричься горожане получали талоны, а в обязанность Клавдии входило подсчитывать эти талоны в конце трудового дня. Позже ее перевели кассиром в магазин Спецторга, что находился где-то в районе нынешнего главпочтамта. Как вспоминает Клавдия Алексеевна, народ тогда был честный и спокойный. Никаких караульных (охранников) в магазине никогда не было.
Когда началась война, грамотную комсомолку Трескину вместе с другими молодыми людьми направили на работу в небольшое село Шартыкей Торейского района, в колхоз им. Ворошилова. В деревнях оставались одни женщины, работать было некому. Другой брат Клавдии Александр писал с фронта, что как бы тяжело ни было, все равно победа будет за нами. Вскоре письма приходить перестали – Александр Трескин погиб. Но случилось все так, как писал брат. Мы победили. С фронта начали возвращаться солдаты, с одним из которых Клавдия решила связать свою жизнь. Свататься в Шартыкей ее ровесник Борис Клочихин прибыл со своим старшим братом Михаилом. Позже Борис, еще недавно командовавший взводом противотанковых ружей 321 стрелковой дивизии 74 стрелкового полка 2-го Прибалтийского фронта, награжденный орденом «Красной звезды», медалью «За отвагу», «За победу над Германией», признавался, что, увидев Клавдию, оробел. Впрочем, молодой казак пришелся девушке по душе. На родину жениха в Желтуру они приехали уже втроем, перебравшись на коне через студеную речку Джиду. В семье любят вспоминать, как в тот день два брата привезли с собой красивую чернобровую девушку и когда все втроем зашли в избу, родные не могли угадать, кто же все –таки счастливый жених – Михаил или Борис.
Так сирота Клавдия оказалась в большой казачьей семье Клочихиных, где ее приняли, как родную. Она, как и другие невестки, училась прясть и вязать, стряпать и ухаживать за детьми. Вместе с остальными толкла дресву и чистила голяком некрашеные деревянные полы. Любой, кто сегодня переступит порог этого дома, удивится, как здесь могли уместиться, не то что жить 16-18 человек, со стариками, малыми детьми, а зимой и вместе с домашней живностью. В доме родителей мужа Сергея Владимировича и Матрены Георгиевны Клочихиных выросло восемь детей – батя Ваня (старшего брата называли батей), Владимир, Михаил, Зинаида, Капитолина, Борис, Лидия и Мария. Дети женились и тоже поначалу жили в этом же доме, где один за другим начали появляться внуки. В 1932 – 1937 – Иван, Елена, Сергей, В 1946 – 47 годах – Татьяна, Володя, Толя, Нина, в 1948- 49 – Ольга, Люба, Николай, Валя, в 1950-ом – Ваня, Надя, в 1952 – Толя, Володя, Саша. Такими группами они ходили в Желтуринскую школу, сидели за одной партой, играли, взрослели и вступали во взрослую жизнь. В этом доме у Клавдии и Бориса родились Нина, Валентина и сын Володя. А спустя некоторое время в их семье появились еще два мальчика – Анатолий и Иван. После трагической гибели сестры Капитолины Клавдия и Борис не позволили отдать малышей в детский дом, а взяли на воспитание к себе.
Кем только ни работала Клавдия Алексеевна все эти годы – санитаркой Желтуринского медпункта, завхозом, счетоводом Желтуринской сельской школы, а многие годы – продавцом магазина Желтуринского сельпо. Тогда моста через Желтуринский мост не было, продавцы, они же грузчики, сами ездили за товаром, который переплавляли через реку на лодке. Проводили работу с пайщиками, работали в выходные и праздники. Продавец на селе и сегодня – самый осведомленный человек, потому что в магазин ходят все и каждый спешит поделиться своими новостями. На глазах Клавдии Алексеевны в Желтуру пришла перестройка, возродили Покровскую церковь, открыли музей- усадьбу «Казачья изба». Менялось село, менялись люди. После смерти Бориса Сергеевича в 2007 году Клавдия Алексеевна перебралась к детям в Улан-Удэ.
В эти дни Клавдию Алексеевну Клочихину с 90-летием поздравили праздничными телеграммами глава республики Вячеслав Наговицын, министерство соцзащиты Бурятии, руководство Буркоопсоюза, мэр города Улан-Удэ Александр Голков, а также президент России Владимир Путин. В послании с кратким адресом «Москва. Кремль» значилось: «Вы с честью прошли через тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, проявили стойкость и мужество. Из таких ратных и трудовых подвигов, из личного вклада каждого человека во все времена складывалась история нашей страны, ее побед и достижений. И сегодня Ваш жизненный путь по праву служит примером для подрастающих поколений». Тетя Клава, долгих вам лет жизни!