blogtn.ru

В Челябинске почтили память знаменитого тункинца, полного кавалера ордена Славы Самбу Булутова

Статья «Полный кавалер солдатской славы», вышедшая в апреле на страницах нашей газеты в память об отважном фронтовике Самбу Булутове, вызвала живой интерес не только у земляков из Тункинской долины. В редакцию обратились живущие по сей день в Челябинске близкие родственники Самбу Булутова с просьбой исправить неточности, очень часто встречающиеся в публикациях о герое. Мы побеседовали с внучкой фронтовика Еленой Ромасько.

– Елена Юрьевна, какие вы нашли искажения в биографических сведениях о Самбу Булутове?

– Во – первых, очень часто и в Интернете, и в публикациях дедушкино отчество звучит почему-то как Хайдапович. На самом деле согласно документам дед был Самбу Хайдович. Неприятный осадок остался у нас после прочтения о том, что дед умер одиноким и даже несколько дней о его смерти будто бы никто не знал, что не соответствует действительности. Отец, моя семья – мы жили рядом, все это было на наших глазах. Бабушка умерла в мае 1989 года, дедуля – в феврале 1990 года. Он болел, угасал на глазах, поэтому мы вызвали его дочь Римму из Кишинева, которая прилетела за день до его смерти. Он умер практически у нас на руках.

– Каким вам запомнился дед?

– Очень работящим, трудолюбивым, дружелюбным. Многое из домашней мебели он сделал своими руками – шкафы, комоды. Был очень активным, любил выступать, постоянно ездил в школы, на собрания. Выступал у меня в классе, у моего брата. Будучи на пенсии, еще долго работал, просто чтобы быть в коллективе. Последнее место его работы была вахта во дворце спорта «Юность». Что касается войны, он ничего особенного не рассказывал. Всего в Челябинске вместе с Самбу Булутовым 7 полных кавалеров ордена Славы. С одним из них Иваном Бугровым они жили неподалеку, дружили, ходили друг к другу в гости и оказались похоронены тоже неподалеку. Не помню, чтобы собираясь, они что-то обсуждали военное, спорили, тогда это было не принято.

– В статье немало места уделяется тому, что Самбу Булутов много лет не был в Бурятии, в Тункинском районе, откуда родом. Что вы знаете об этом и вообще о Бурятии?

– Я не знаю, почему он не приезжал в родное село Улбугай Тункинского района. Насколько помню, его мама, моя прабабушка, жила очень долго, почти до 100 лет. Возможно, причиной были какие-то материальные трудности. В те годы все жили очень скромно, включая ветеранов. Дед получал пенсию персонального значения, но эта пенсия составляла 150 рублей. Опять же из опубликованной статьи можно сделать вывод, что ветеранам давали столько квартир, сколько они захотят, что опять же не соответствует действительности. Одну квартиру дед получил с целью расширения, потому что в двухкомнатной нас жило 6 человек. Вторую квартиру ему дали, поскольку он заболел туберкулезом в открытой форме, долго лечился, целый год мы все с детьми стояли на учете, и деду полагалось отдельное жилье. Сейчас в этой квартире – двухкомнатной обыкновенной хрущевке живу я.

Когда дед был жив, к нему приезжали родственники из Бурятии. Приезжали две родные сестры и племянники. Лет 25 назад из Бурятии приезжал человек, чтобы на Челябинском заводе сделать медали победителям чемпионата по самбо на призы Самбу Булутова. Я не слышала, чтобы он когда-либо говорил по – бурятски, для него в Челябинске не было языковой среды. Более того, мы, внуки, не сразу узнали, что его зовут Самбу, потому что для всех он был Борис Хайдович, а мы называли его деда Боря. Так получилось, что мы никогда не были в Бурятии, но всегда интересуемся жизнью республики, знаем, что у вас очень красивая природа.

– Как увековечена память Самбу Булутова в Челябинске? Кто из его потомков носит фамилию Булутовых?

– В советское время никаких особых мероприятий в этом плане не проводилось. И мы очень удивились, когда лет 10 назад местный совет ветеранов установил на домах, где жили кавалеры орденов славы, мемориальные доски. Было очень приятно. Шефство над этой доской администрация Калининского района поручила Колледжу права и экономики. Каждый год ребята проводят здесь уроки памяти. На Успенском кладбище, где похоронен дед, также установлена мемориальная доска. К нашему дому приводят студентов, школьников, ребят из детского сада, и я рассказываю им о дедушке. 9 мая для всех нас особый праздник. И в этом году, несмотря на холодную дождливую погоду в Челябинске мы все были у сада Победы, приняли участие в акции «Бессмертный полк».

В Челябинске живет сын Самбу Булутова и мой отец – Юрий Самбулович Булутов. Здесь же живет мой брат Игорь Юрьевич Булутов и трое его детей – Максим, который сейчас служит недалеко от вас в Чите, Дарья и Тимофей Булутовы. Если на родине деда на самом деле будет поставлен памятник деду, думаю, мы обязательно найдем возможность посетить малую родину и встретиться с родственниками, которые наверняка живут там.

– Приезжайте обязательно!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!