blogtn.ru

Большие выборы: про спецназ президента, стоимость одного голоса и поведение Лазаря Бартунаева («Эхо Москвы», 07.09.2016)

Журналист еженедельника “МК в Бурятии” Татьяна Никитина обсуждает с ведущим программы “Большой повод” Игорем Озеровым выборы. Эфир от 7 и 8 сентября. http://www.baikal-media.ru/news/blog/115/327675/

Журналист еженедельника “МК в Бурятии” Татьяна Никитина обсуждает с ведущим программы “Большой повод” Игорем Озеровым появление Николая Будуева в федеральном эфире рядом с Владимиром Путиным, приезд премьер-министра России Дмитрия Медведева в Улан-Удэ, задержание в Улан-Удэ молодых коммунистов с плакатами «Денег нет, держимся, настроение плохое». И «Ушел из школы в бизнес. Прогорел. Спасибо», отказ Народного Хурала Бурятии сокращать количество народных избранников, впечатления от предвыборной кампании в Бурятии, и другие вопросы.

(с сокращениями)

И. Озеров
– Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Особое мнение», в студии Игорь Озеров,  и я с удовольствием приветствую мою сегодняшнюю гостью, корреспондента газеты «МК в Бурятии» Татьяну Никитину. Татьяна, добрый день!

Т. Никитина
– Добрый день!
И. Озеров
– Николай Будуев появился на федеральном телеканале рядом с президентом Владимиров Путиным, который встречался с активом «Единой России» и с экспертами. Довольно долго показывали кадры, где они втроём – Будуев, Медведев и Путин.
Т. Никитина
– Что бы это значило? Для Бурятии это, несомненно, событие, в 2015 году, мы помним, Николай Робертович задавал вопрос Путину. Безусловно, это сильный ход, если это ход.
И. Озеров
– Или редкая удача для Николая Робертовича?
Т. Никитина
– Я в этом вижу то, что продекларировано на баннерах нашего кандидата от «Единой России» по одномандатному округу Алдара Дамдинова – новый лозунг «Команда президента». Что такое команда президента, что такое близость к власти, что такое сидеть рядом с Путиным? В любом другом контексте это можно было понимать как угодно – в настоящий момент это можно трактовать однозначно: близость к власти и посыл власти в данном случае работают на победу. И то, что Николай Робертович оказался ближе к телу, чем Дмитрий Анатольевич, я думаю, это неслучайно.
И. Озеров
– Персонально за Николая Будуева мы не имеем возможности голосовать в отличие от Дамдинова и других одномандатников. Значит ли это, что эта встреча сподвигнет избирателей более активно голосовать за партию власти?
Т. Никитина
– Мы же видим, что сейчас происходит активная борьба за место под солнцем, за декларирование своей близости к президенту и это совершено оправданно поскольку мы понимаем, что Владимир Путин для наших политических движений и партий – Бог-отец, этот тот, кто создал наш политический мир.

Т. Никитина: Что такое близость к власти, что такое сидеть рядом с Путиным? В любом другом контексте это можно было понимать как угодно – в настоящий момент это можно трактовать однозначно: близость к власти и посыл власти в данном случае работают на победу. И то, что Николай Робертович оказался ближе к телу, чем Дмитрий Анатольевич, я думаю, это неслучайно

И. Озеров
– Как до него-то без него жили – непонятно.
Т. Никитина
– Существовали, видимо – жить начали, когда начали формироваться новые правила игры. Естественно, когда «Единая Россия» пишет: «Партия президента», она абсолютно права. Когда Михаил Викторович Слипенчук чистосердечно говорит – Путин создал «Партию Роста» – это тоже правда, все оттуда, все с благословения и доброй воли. Другой вопрос – насколько партийные позиции совпадают с тем, чего реально хочет власть и что она задавала у истоков. Всё, что мы сейчас наблюдаем – это, на самом деле, партийные выборы, самовыдвиженцев быть не может, они просто не вписываются в эту систему. У нас реформа партийных политических выборов, когда партиям дали фору, когда партиям дали возможность развиваться. В 2003 году отменили выборы глав регионов и одномандатников, было чётко сказано – партии, пожалуйста, работайте, развиваетесь, идите в регионы, выдвигайте своих лидеров! И партии, на самом деле, показали себя – было семь парламентских партий – сейчас их 14, пожалуйста и 14, наверное, лучше, чем семь, есть из кого выбрать, есть, на ком глаз остановить. И ещё такой немаловажный момент – политические партии, прошедшие определённый порог, становятся на финансовые рельсы из федерального бюджета. О чём у нас не очень давно говорил руководитель регионального отделения политической партии пенсионеров за справедливость Николай Иринчеевич Федотов? Он говорил – мы хотим бюджетного финансирования, мы не можем больше ходить с протянутой рукой, мы партия, мы должны работать, а без финансирования это, к сожалению, очень проблемно. Мало кто понимает, что все выборы на сегодняшний день переведены в чёткую конвертируемую валюту. Каждый голос, который партия получит на этих выборах, равно как и на предыдущих, он оплачивается. К примеру в 2015 году один голос стоил 110 рублей – умножайте количество голосов, которые получила партия на последних парламентских выборах на 110 и вы получите годовое бюджетное финансирование этой партии. Это, кстати, немалые деньги – например, ЛДПР за 2015 год получила 800 миллионов рублей, и это ежегодное финансирование. «Справедливая Россия» получила один миллиард рублей получает, Коммунистическая партия получает полтора миллиарда.
И. Озеров
– Серьёзные деньги.
Т. Никитина
– На них можно развиваться, организовывать работу и добиваться каких-то результатов. Поэтому когда власть говорит – а что вы сделали, кроме брошюрок миллионными тиражами, кроме выступлений и публичных мероприятие – что вы сделали, она имеет права эти вопросы задавать, потому что всё оплачено, и я так подозреваю, оплачено с избытком. И ещё один момент – преодолевая пятипроцентный порог, партии у нас попадают в парламент. Но, если партия набрала три процента, она тоже получает бюджетное финансирование, и это финансирование у нас с 2011 года получает наша любимая партия «Яблоко». И когда я включаю радио по утром и слышу в последние недели голос Явлинского, я понимаю, что это тоже борьба, которая ориентирована на то, чтобы минимум три процента набрать, а может быть и больше.

И. Озеров

– То, что у нас сейчас два лидера-одномандатника – может быть, это отражение желания власти, а остальным партиям она сказала – сидите тихо.

Т. Никитина: Мало кто понимает, что все выборы на сегодняшний день переведены в чёткую конвертируемую валюту. Каждый голос, который партия получит на этих выборах, равно как и на предыдущих, он оплачивается. К примеру в 2015 году один голос стоил 110 рублей

Т. Никитина
– Тогда были бы какие-то сигналы, акции протеста от тех же самых партий, но ничего подобного нет.
И. Озеров
– Может быть, были подковёрные договорённости, и партии согласны проиграть?
Т. Никитина
– Это слабость, это проблемы роста, но это всё пройдёт.
И. Озеров
– Долгие годы ситуация была стабильна и незыблема, были четыре партии с заведомым преимуществом одной, а сейчас что-то изменилось и пошли тектонические сдвиги.
Т. Никитина
– На самом деле реформы идут уже с 2003 года.
И. Озеров
– Но, сейчас получается, что 2003 год аннулируется – тогда мы одномандатников сочли неправильными, а сейчас их почему-то вернули.
Т. Никитина
– Это как раз и связано с тем, что партии должны работать, и те же одномандатники вернулись не голыми одномандатниками, они вернулись через партию, это партия должна была их выдвинуть. И наша система в Бурятии показала, кого на самом деле выдвинули и насколько эти люди яркие, насколько они готовы за собой повести массы, вдохновить и воодушевить их. А одномандатники-самовыдвиженцы у нас практически сведены на ноль.
И. Озеров
– Татьяна, ты озвучила интересную цифру – 110 рублей стоит голос избирателя на выборах. Это на нынешние выборы тоже распространяется или это данные прошлых выборов?

Т. Никитина
– Это данные 2015 года, это строчка в бюджете. То есть, партии, которые прошли пятипроцентный и трёхпроцентный барьеры, вписаны в бюджет. Сейчас фактически идёт борьба и за деньги тоже.
И. Озеров
– Но в этом нет ничего зазорного.
Т. Никитина
– Это мировая практика и это правильно. Надо работать, и это актуально и для людей, которые говорят – все места уже заняты, все политики уже известны, нас не пускают, ни Зюганов не уходит, ни Жириновский – эти разговоры постоянно идут. Пожалуйста, у вас есть другие партии. Почему создана Партия Роста? Чтобы дать рост, и кстати, это единственная партия, которая, на сегодняшний день, обеспечила приезд в Республику Бурятия своего лидера из непарламентских партий. А где лидер «Патриотов России», а где лидер ПАРНАСа, а где лидер Зелёных, и ещё, и ещё? А «Единая Россия» везёт Кобзона, и Медведев приехал…
И. Озеров
– И Будуев к Путину ездит (смеётся).
Т. Никитина
– Это говорит о том, что власть близко, и всё серьёзно – это не заранее решённые вещи, идёт настоящая борьба.
И. Озеров
– Как ты думаешь, избиратели больше будут обращать внимание на партии или на конкретных кандидатов?

Т. Никитина
– Роль личности, безусловно, велика. Давайте ещё о коммунистах поговорим, о них не говорили.
И. Озеров
– С удовольствием.
Т. Никитина
– Пресс-конференция Слипенчука была очень интересна с точки зрения того, что делал на ней Баир Цыренов. Видеть рядом с олигархом человека, который буквально вчера говорил о прогрессивном налоге для олигархов, было не очень понятно. Вопросы остались и на уровне того, почему вообще Баир Цыренов выдвинут партией коммунистов, поскольку это партия, которая всегда заявляла себя номером два в республике. На конференции у КПРФ большинство голосов получает человек, которому 29 лет, который вызывает симпатии, который активен, позитивен, но в силу совершенно объективных причин просто не может претендовать сегодня на эту высокую должность. На пресс-конференции Баир Цыренов садится рядом со Слипенчуком, и речь там шла о том, что оппозиция объединяется.
И. Озеров
– Этому есть логичное объяснение – против административного ресурса мы готовы забыть о временных разногласиях.
Т. Никитина
– А что такое административный ресурс для коммунистов? Для коммунистов, которые в Иркутской области выиграли выборы губернатора, для коммунистов, которые раньше в Новосибирске выиграли пост мэра города, для коммунистов, которые буквально вчера в Тунке выиграли выборы. Что для них административный ресурс?
И. Озеров
– Они его преодолевают, а пресс-конференция – часть этого преодоления.
Т. Никитина
– Для коммунистов административный ресурс – не причина для того, чтобы сесть рядом с главным оппонентом. В этой ситуации Баир Цыренов выглядел очень слабым, и вся партия фактически этой пресс-конференцией сказала – мы не вторые, а на место номер два у нас претендует Михаил Викторович.
И. Озеров
– Его тоже сложно назвать оппозиционным – он постоянно говорит о Путине.
Т. Никитина
– О Путине говорят все и все имеют на это право, но кампания, развернутая штабом Слипенчука, находится в ракурсе оппозиционной к действующей республиканской власти.
И. Озеров
– Партия Роста какие шансы имеет попасть в Госдуму?
Т. Никитина
– Партия Роста заявилась благодаря пресс-конференции и работе, которую я вижу по рекламе, по встречам в районах. Я вижу серьёзные намерения, большие деньги и большую работу. На сегодня в Бурятии это партия номер два и это кандидат номер два. На пресс-конференции ожидалось, что депутат Госдумы найдёт неопровержимые вещи, которые бы могли снять с выборов прямого и самого главного конкурента, коим естественно является Алдар Валерьевич Дамдинов. К сожалению, для организаторов пресс-конференции, этого не только не произошло, но получилось в минус. Статистика нам говорит, что обычно снятие кандидатов происходит либо до регистрации, либо в первой половине кампании.
И. Озеров
– То есть, ближе к финишу уже не снимают.
Т. Никитина
– Нет.
И. Озеров
– Тем более интересным будет решение избирателей 18-го числа – посмотрим.
Т. Никитина
– Всё стало очень близким, власть стала более близкой, люди стали более заметными. Николай Робертович вчера ещё гулял по Машзаводу и в ус себе не дул, а сегодня сидит рядом с Путиным и не в первый раз сидит! Это всё говорит о том, что политическая жизнь становится ближе к народу. Партии власти и партии против власти – все они должны работать на людей, должны идти к людям.
Т. Никитина
– Ты буквально словами Владимира Владимировича заговорила, когда он об избирателях и о людях говорил.

Т. Никитина: Николай Робертович вчера ещё гулял по Машзаводу и в ус себе не дул, а сегодня сидит рядом с Путиным и не в первый раз сидит! Это всё говорит о том, что политическая жизнь становится ближе к народу. Партии власти и партии против власти – все они должны работать на людей, должны идти к людям

Т. Никитина
– Да вы что? Значит, верно думаем.
И. Озеров
– Правильной дорогой идём, товарищи! Ещё бы это выливалось в четные и объективные результаты выборов, мы на это тоже очень надеемся. В программе «Особое мнение» принимала участие Татьяна Никитина, и она хочет добавить пару слов.
Т. Никитина
– Придите 18-го сентября на избирательные участки, я обращаюсь ко всем, кто ещё раздумывает. И отдайте свой голос за ту партию, о которой вы слышали хоть что-то, и которая вас чем-то привлекла. Сделайте свой выбор, проявите свою гражданскую позицию!

И. Озеров

– Полностью присоединяюсь, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!