Фото З. Дагбаев
Появилась информация, что в поисках трудоустройства экс-худрук Русского драматического театра им. Бестужева Сергей Левицкий уже посетил нынешнего директора Молодежного художественного театра Улан-Удэ (МХТ) и, говорят, своего однокурсника Артема Баскакова.
Закавыка состоит в том, что МХТ с некоторых пор является муниципальным театром, а значит существует в том числе на бюджетные средства Улан-Удэ со всеми вытекающими отсюда обязательствами. Это означает, что к сотрудникам этого театра предъявляются те же требования, что и к сотрудникам прочих республиканских театров и учреждений культуры, особенно работающих с молодежью.
Какое решение вынесет в этой связи семья Баскаковых (а худруком здесь работает Анатолий Борисович Баскаков, успевший в сове время поработать и худруком русского драмтеатра) и пойдет ли это решение в разрез с генеральной линией?
Напомним, 22 марта минкульт досрочно расторг контракт с художественным руководителем Русского драматического театра им. Бестужева Сергеем Левицким без объяснения причин. Как свидетельствуют очевидцы, последней каплей во взаимоотношениях двух сторон стали нелицеприятные публичные высказывания экс-худрука в сторону действующего руководства минкульта и государственной политики в Российской Федерации в целом.
Вслед за этим руководство Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК), где с осени прошлого года по срочному трудовому договору вел курс у студентов Сергей Левицкий, отстранило его от работы без сохранения заработной платы. Сам Левицкий с приказом ознакомился и даже подписал. Как значится в приказе, в отношении него, как заведено в таких случаях, назначена служебная проверка, по результатам которой, скорее всего, будут приняты меры по его увольнению.
В резолюции готовящегося документа собственно и будет сказано, что вменяется в вину Сергею Левицкому. По большому счету это должны были сделать еще две недели назад в министерстве культуры Бурятии, то есть вывести какие-то пространные формулировки или даже реальные суммы нанесенного государству почти на государственном посту ущерба. Поскольку этого сделано не было, эстафетная палочка плавно перешла под крышу ВСГИК, где Левицкий преподавал у студентов дважды в неделю в рамках подготовки актерских кадров для театра. Собственно этот курс в жизни Сергея Левицкого появился сразу после того, как министерство культуры начало безуспешные поиски его замены. Хотя в июле прошлого года контракт с худруком и был продлен, от своих планов в институте Левицкий, тем не менее, предусмотрительно не отказался.
Ясно одно – опальному режиссеру необходимо как-то планировать свою жизнь дальше и кроме как в культуре себя он вряд ли где видит. Как поведет себя в этих реалиях минкульт Бурятии и руководство городского отдела культуры, вопрос на засыпку.
Не лишнем будет и Анатолию Борисовичу Баскакову в этой связи вспомнить собственную историю взаимоотношений с Сергеем Левицким. Вот как вспоминают эту историю, к примеру, ветераны русского драматического театра, написавшие недавно в минкульт письмо. Приводим здесь часть этого письма.
“В 2011 году худруком русского драмтеатра пришел Анатолий Борисович Баскаков. Но его коварно выкинули из театра молодые актеры. Десять из них написали якобы закрытое письмо в адрес коллектива и министра культуры Тимура Цыбикова. Как это закрытое письмо попало в СМИ, нетрудно догадаться. Сергей Левицкий сам начинал с работы радиожурналистом и знал многих в прессе.
– Мы намеренно не придаем этому письму статус открытого, руководствуясь чистыми помыслами, во избежание всевозможных спекуляций, ложных обвинений в шантаже, считая это делом внутренним и обходясь, что называется, без «выноса сора из избы» – говорилось в начале письма.
Но сор из избы не просто вынесли, а разбросали по всем СМИ. Досталось даже директору театра Петру Степанову, которого обвинили в подрывной деятельности.
– Театр сегодня доведен до отчаянного положения: приоритетным художественным направлением де-факто являются взгляды Степанова П.Г., основанные на идее сохранения русских национальных и драматургических традиций, что, при благородном звучании, на деле означает отказ от развития театра в актуальном направлении, созвучном времени и современному театральному процессу. Опека традиций и наследия обернулась тем, что театр совершенно потерял связь со временем и утратил интерес зрителей, попросту исчерпал лимит их доверия. Труппа театра растрачивает свои силы впустую, не встречаясь с новыми театральными методами и практиками, что отбрасывает нас далеко назад и делает неконкурентоспособными с наиболее мобильными труппами других театров – жаловались подписанты письма.
В конце письма было ультимативное требование к министерству культуры – не продлять контракт с Петром Степановым и худруком Анатолием Баскаковым. Заканчивалось письмо привычными угрозами.
– В противном случае мы оставляем за собой право покинуть этот театр! – попытались шантажировать молодые артисты.
Среди них стояла фамилия Сергея Левицкого. Он и сменил ушедшего летом 2015 года Анатолия Баскакова”.