Фото Т. Никитиной
В самый канун Нового года на политических просторах республики произошло примечательное событие. Федеральный судья Бичурского районного суда Алена Куликова вынесла решение о досрочном прекращении полномочий депутата местного райсовета Алексея Смолина. Как было установлено, депутат предоставил заведомо недостоверные (неполные) сведения о доходах и имуществе, что по нынешним временам называется грозным словом «коррупция» и карается по всей строгости закона.
Достаточно сказать, что ничего подобного в Бичуре еще не было, хотя бы потому, что в Бичурский суд с соответствующим заявлением обратился сам глава Бурятии, а прекращение полномочий депутата Смолина сопровождалось убийственной формулировкой «утрата доверия». Пусть решение Алены Куликовой пока не вступило в законную силу, самое время взять иные цитаты вердикта на карандаш. Как-никак на носу очередные выборы в Народный Хурал, реформы в муниципальном самоуправлении и прочие обстоятельства, не замечать которые уже невозможно.
Значительный проступок
Как известно, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, а значит, напрямую с площадью Советов не связано. В связи с этим интересен вопрос, какое доверие мог утратить депутат Смолин, избранный народом и получивший мандат как бы от самого народа.
В отличие от экс-министра образования и науки Бурятии Баира Жалсанова, как известно, после длительных судебных тяжб уволенного с аналогичной формулировкой, депутат хотя и избирается народом, но, судя по решению Алены Куликовой, доверием главы субъекта пользуется с тем же самым правом. Во всяком случае, как показала практика, высшее должностное лицо государственной власти субъекта РФ вправе обратиться с таким иском в суд, что, собственно, и произошло.
Правда до того отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации главы Республики Бурятия и правительства Республики Бурятия провел в отношении депутата Смолина проверку, которая показала, что сведения о доходах депутата и его жены за последние три года подавались недостоверные. Если быть еще более точным, депутат утаил от проверяющих несколько счетов, транспортное средство, земельный участок. Кстати, в иске Алексея Цыденова упоминалось также и о сокрытии депутатом заработной платы в СПОК «Развитие», где, по некоторым сведениям, Алексей Смолин занимает должность председателя.
Как бы там ни было, разница между всеми фактически полученными доходами и задекларированными доходами депутата в общей сложности составила около полумиллиона рублей. В своей совокупности проступок был оценен как значительный, а главное, несовместимый со статусом депутата.
Именем Алексея Цыденова
Достоверно известно, что Алексей Смолин на суд не пришел, равно как не представил свои пояснения относительно случившегося никаким иным образом. Не удалось также выяснить, как депутату удавалось несколько лет вводить в заблуждение проверяющих, от которых единственное, что требовалось, так это запросить сведения из Единого государственного реестра недвижимости, налоговой, ГИБДД МВД по РБ, РГУ «Центр социальной поддержки населения», ФСС и т. д.
Другой вопрос, почему закон настиг бичурского депутата в тот самый момент, когда до истечения срока его полномочий остались считаные месяцы (ближайшие выборы депутатов райсовета в сентябре этого года). Куда важнее, что этот самый закон разразился над народным избранником под именем самого Алексея Цыденова, что может означать только то, что руки главы наконец дотянулись и до этого уголка Бурятии, как можно судить, остро нуждающегося в заботе и внимании площади Советов.
Несмотря на то, что депутатом Народного Хурала от этого одномандатного округа с 1998 года избирается Владимир Павлов (депутат II, III, IV, V, VI созывов), он же многолетний руководитель местного отделения партии власти, а ныне спикер республиканского парламента, справиться в одиночку с происходящим в районе не получилось и у него. Не приходится думать, что решение лишить доверия Смолина появилось в обход Владимира Павлова. Это значит намерение поставить абсолютный рекорд в Народном Хурале по продолжительности нахождения в парламентских стенах уже принято (читай: идти в седьмой созыв), а значит, пришло время навести порядок в собственном огороде.
Что изменилось
В канун Нового года Владимир Путин подписал закон, призванный в самое ближайшее время в корне изменить жизнь российской глубинки. Речь о переводе учреждений образования, то есть школ и детских садов, с муниципального уровня на региональный, подобно тому, как это случилось несколько лет назад с учреждениями здравоохранения. Учитывая, что расходы на эти цели в муниципальных бюджетах составляют в среднем 70–80%, подобный перевод школ и детсадов «в республику» оставит муниципалитеты без полномочий, денег, следовательно, и работы. Пусть закон оставляет за регионами право выбора, переводить или не переводить, мало кто уже сомневается в исходе задуманного. К примеру, в том же Бичурском районе уже открыто говорят о сокращении депутатского корпуса райсовета с 17 до 15 мест.
Не зря именно этот вопрос поднял в своем телеграм-канале экс-депутат Народного Хурала Цыденжап Батуев, назвав проблему местного самоуправления «чемоданом без ручки».
– В прежних редакциях 131-ФЗ были часто критикуемые положения об участии органов местного самоуправления в деятельности соцучреждений. Но они были! Это обязывало органы местного самоуправления оказывать посильную помощь ФАПам, школам, и была обратная связь – участие коллективов соцучреждений в общественных мероприятиях. В связи с переходом на уровень регионов проблемы исчезнут? Особенно в отдаленных селах? Нет! Поэтому усиливать отчуждение этих органов от деятельности соцучреждений неправильно. С чем и с кем остается МСУ? – вполне резонно задается вопросом Цыденжап Батуев.
Вряд ли кто сомневается сегодня и в том, что спрос с представителей власти на местах стал строже, жестче и вполне конкретнее. Доверие главы (читай: народа) – это не только счета и имущество, но и реальные дела, и жизненный опыт. Практически год страна живет в условиях специальной военной операции и нарастающего напряжения, где на тех же депутатов возлагается не самая легкая миссия.
– Мы все принимаем активное участие в этой работе, в церемонии захоронений, встречаемся с семьями военнослужащих, где приходится смотреть людям в глаза, отвечать на вопросы, и, поверьте, вы десять раз подумаете, прежде чем им что-то сказать. Мы все понимаем, что эти раны затянутся еще не скоро, что людям без жизненного опыта здесь делать нечего, и Алексей Самбуевич это тоже понимает. Вот почему идет на выборы Владимир Павлов и многие другие, хотя с учетом сложившейся экономической обстановки эти выборы в Народный Хурал для каждого из них будут очень трудными, – поделился мнением один из депутатов Народного Хурала.