blogtn.ru

Степан Лобозеров о том, почему Путин стал Западу хуже врага

Фото: Государственный академический русский драматический театр им. Н. Бестужева

Писатель Степан Лобозеров не нуждается в представлениях. Настоящий классик, самый успешный из бурятских драматургов,  он только на первый взгляд живет отшельником. Степан Лобозеров пишет публицистику, где есть политика, экономика, культура и все, что происходит сегодня с каждым из нас. Лобозеров – публицист, интересен своим живым словом, что по нынешним временам встретишь нечасто, взглядом человека, многое повидавшим на своем веку, познавшим что-то такое, что учит, лечит и дает надежду. Серию статей Степана Лобозерова мы решили начать с этой работы.

«Мы с сыном готовы: собрала его, благословила. Буду молиться и ждать». Это реакция женщины на объявленную мобилизацию. «Вы ненормальная» – отвечает ей другая женщина. «Ты сама ненормальная»,  – отвечает второй третья женщина. И далее разные мнения на эту тему. Но, прежде чем начать выяснять, какая из этих женщин нормальная, а какая ненормальная, надо определиться: а что для нас сейчас является нормой? Какой мерой мы должны сейчас мерить происходящее? И какой выбор стоит сейчас перед нами?

Те, кто постарше, помнят, как «времена перестройки» принесли нам «новое мышление». И в его свете наиболее «продвинутая» часть общества, а за ними и большая часть населения вдруг поняли, какими путами, невидимыми, но крепчайшими они были связаны! С самого детства и до глубокой старости они были постоянно кому- то что-то должны: дети – родителям, родители – детям, муж –жене, жена – мужу. А еще друзьям, коллективу, государству, какой-то мифической «родине», словом вечные должники без малейшей надежды когда-либо расплатиться. И вот пришло время, когда им сказали, причем с самого «верха»: ты свободная личность и ты никому ничего не должен. Более того, теперь ты сам можешь определять, что для тебя является добром, а что злом. И многие сразу определили, что добро – это когда тебе хорошо. И те, у кого была возможность, уехали в нормальные страны, потому что там было даже больше, чем хорошо, там было комфортно. А на тех, у кого такая возможность была, но они не уехали, смотрели с недоверием и даже с опаской: они по собственной воле хотят жить там, где все плохо? Значит они ненормальные.

И проповедь новых ценностей зазвучала, как теперь принято выражаться, из каждого утюга. При этом не забывали вспомнить и о ценностях «устаревших»: о том, что патриотизм – это «прибежище негодяев», что о «замшелых» традициях могут вспоминать только законченные мракобесы. И много еще чего можно было тогда услышать даже при отсутствии желания слушать. Если многие взрослые с облегчением вздохнули, сбросив с себя бремя вечных должников, то молодые и юные быстро сообразили, что это им теперь должны «все и вся». С этим и взрослели.

На основе новых ценностей быстро был смонтирован и образец, эталон нового человека, гражданина нового государства. И на главные улицы больших городов пришел, наконец, долгожданный праздник: отныне воздух свободы будет пьянить и возбуждать сердца, умы и гормоны свободных людей свободной страны. Опьянение от воздуха свободы длилось почти три десятилетия. Но потом вдруг в мире что-то изменилось: холодные ветры нанесли «запах гари с полей». И на фоне беспрерывных салютов в честь различных фестивалей, форумов, олимпиад, грандиозных «дней» больших городов как гром среди ясного неба прозвучало уже почти забытое, но грозное слово   «мобилизация».

По ту строну границы затаили дыхание в ожидании грандиозных демонстраций, погромов, пожаров и всех других проявлений свободной воли свободных людей. Однако наши свободные личности из всех новых ценностей крепче всего усвоили главную: при любой опасности прежде всего думай о себе и спасай себя! И неважно, каким способом. Следуя этому, не сговариваясь, каждый сам по себе, наиболее «пассионарные» из нового типа граждан толпами «ломанулись» к погранпереходам. Перейдя границу, они быстро объединились в порыве благородного негодования, вызванного поведением оставшихся «там» бывших своих сограждан. «Вы что, совсем спятили? Где ваша логика? Ведь это вы, вы сами, все эти тридцать лет на всех углах и кухнях, в курилках и пивнушках на все лады поносили, материли эту власть! А сейчас, когда вы ей вдруг понадобились и она «свистнула», вы, как тупое стадо, пошли в военкоматы? Задумайтесь хотя бы, за кого вы будете жертвовать жизнями? За дворцы и яхты олигархов?».

Однако все эти разумные, вполне логичные доводы отскакивали от этих ненормальных, как горох. Чувствовалось, что в своих действиях они руководствовались не логикой, а чем-то другим. И потому, как они отреагировали на объявление мобилизации одновременно и одинаково, можно было заключить, что их объединяет невидимая, но очень прочная связь. Что они являются как бы «живыми клетками» одного большого организма, каковым и представляется в нашем историческом сознании понятие собственно «народа». И когда у этого большого организма срабатывает инстинкт самосохранения, живые клетки его реагируют одинаково и одновременно, потому что связаны с ним кровно и неразрывно.

Тех же, кто этой связи не чувствует, видимо, можно назвать просто населением, проживающим на данной территории до тех пор, пока не появится возможность переместиться туда, где им будет комфортнее. По сути, они являются «конечным продуктом» процесса, так называемой «атомизации». На Западе он идет уже давно, а у нас в полную мощность был запущен в «перестройку». В ходе этого процесса из живых клеток большого организма они превращаются в отдельные атомы и как бы «окукливаются». Далее начинают жить только своими желаниями, страстями и страхами, а на все раздражения извне (просьбы, призывы и т. д.) отвечают одинаково: «это ваши проблемы!». Не получая больше подпитки от большого организма они начинают питаться исключительно информацией, пытаясь заранее определить, какая из угроз может задеть их лично. И так как теперь они ни к кому не привязаны и оторваны от каких-либо корней, информационные ветры и бури гоняют их словно перекати поле во всех направлениях: и «вправо», и «влево», и во «все цвета радуги».

В целом же мобилизация показала, что народ наш сумел сохраниться не в масштабе малого ядра в общей массе населения, как можно было ожидать после такой обработки, а как основа государства. Причем государства не «нового», а исторического, со всей его тысячелетней историей. Однако ядро этой «основы» составили жители малых, средних городов и деревни, то есть «глубинка», по принципу: «чем проще, тем надежнее». Что же касается большой части верхних социальных слоев и так называемого креативного класса, то они образовали некое рукопожатное сообщество людей со светлыми лицами, ведущих бескомпромиссную борьбу против всего плохого и за все хорошее. И вполне естественно, что после начала СВО они заявили, что «война это плохо!». Тем более против всего цивилизованного мира. А спорить, что война – это зло, не то что трудно, а вообще невозможно. Однако опыт показывает, что как бы громко и дружно мы ни скандировали: «возьмемся за руки друзья!», мир от этого в лучшую сторону меняться не спешит.

А главное, иногда наступают такие исторические моменты, когда выбор возможен не между хорошим и плохим, а только между плохим и очень плохим. При этом ситуация постоянно обостряется, если выбор не сделать вовремя, то выбирать приходится между очень плохим и катастрофой. И, чтобы избежать катастрофы, мы вынуждены были выбрать очень плохое – вооруженное противостояние наших ста пятидесяти, неполных и даже не «серебряных» миллионов против «золотого» миллиарда, которому в той или иной степени вынужден подчиняться весь остальной мир.

Если прибавить к этому соотношение ВВП нашего и коллективного Запада, то, по их меркам, мы выглядим уже совершенно ненормальными. Однако если подойти к этой ситуации с учетом нашего исторического опыта и вспомнить Отечественную войну 1812 года, то современное наше положение предстанет не в таком уж мрачном свете. Причем если соотношение промышленности, населения, войск между тогдашней Россией и Европой было примерно таким, как и сейчас, то с количеством резервов у нас было намного хуже. Ведь чтобы превратить крестьянина в солдата-пехотинца, тогдашней армии требовались не месяцы, как сейчас, а многие годы. Не говоря уже о регулярной кавалерии, артиллерии и прочем. Поэтому приходилось рассчитывать только на войска, бывшие в наличии. А любое народное ополчение просто расстреляли бы картечью. Так что как теперь говорят: «прецеденты уже имеются».

Но, кроме соотношения сил, большой опасностью для нас является отсутствие четкого и понятного для всех объяснения сложившейся ситуации и нашей главной конечной цели в этом противостоянии. Согласимся, что призывать жертвовать своими жизнями ради того, чтобы мир стал многополярным, как-то уж очень многозначно и расплывчато. Обстановка требует, чтобы не только власти, партии, организации, различные движения осознали нависшую над нами опасность, но и каждая семья, и каждый нормальный (по нашим меркам) человек поняли, ощутили, что с нами будет в случае нашего поражения. В этой связи вспоминаются слова нашего бойца на передовой. На вопрос, что его заставило пойти на фронт добровольцем, он ответил, может, и грубовато, но кратко и для всех понятно: «а чтобы ни дети, ни внуки мои не стали п…сами!».

Ответ этот затрагивает самую суть противостояния, так как это народное определение кроме медицинского диагноза и всех отрицательных качеств указывает на его противоестественное устремление, выводя на первый план проблему ценностей. И здесь нам очень полезно будет вспомнить слова высокопоставленного чиновника ЕС, сказанные им с десяток лет назад: «Путин нам не враг, потому что он не желает нам зла. Но он хуже врага, потому что не хочет принимать наших ценностей».

То есть враг, сегодня противостоящий Западу в экономической политической и даже военной сферах, завтра может стать партнером, а послезавтра и союзником. И только с теми, кто «хуже врага», то есть с не желающими принимать их ценности, Запад не может ужиться на одной планете. А так как само название большинства великих цивилизаций указывает на религию как основу, объединяющую их (христианская, мусульманская, буддийская), то и традиционные ценности их имеют в основе религиозные заповеди. Поэтому мы можем их принимать как веру, в современном прочтении приемлемую и для атеистов. Поэтому перед каждой матерью, перед каждым отцом стоит сейчас выбор: вырастут ли их дети, в рамках тысячелетних традиций защищая свои ценности и свою веру, или воспитанием их детей займутся силы, которые и близко не подпустят родителей к этому процессу. В результате этого дети, повзрослев, превратятся в тех самых «п…сов», то есть извращенцев, для которых попрание заповедей Божиих, законов природы и самого естества человека станет нормой.

Поэтому наши воины сражаются сейчас не только за нашу свободу и независимость, за наши «леса, поля и горы», наши недра, но и за то, чтобы мы по-прежнему могли называть мужчину  мужчиной, а женщину  женщиной, чтобы они могли создавать семьи, в которых мальчики были бы мальчиками, а девочки девочками, то есть чтобы человек оставался человеком таким, каким его создал Бог или природа.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!