Фото Т. Никитиной
В Художественном музее имени Сампилова в рамках фестиваля «Русское зарубежье. Города и люди» прошли лекции, посвященные актерам мирового кино с бурятскими корнями. Собравшимся рассказали об актере Валерии Инкижинове и звезде Голливуда, получившему в 1956 году «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Король и я», Юле Бриннере.
Многое из рассказанного стало для слушателей полной неожиданностью, а для самого лектора из Москвы неожиданным стало появление в зале недавно вышедшей на Дальнем Востоке книги о Бриннере. Внушительно и богато иллюстрированное издание презентовала публике руководитель ассоциации краеведов «Байкал» Татьяна Бояркина.
Книга полна документов, фотографий, интереснейших свидетельств, где в судьбе одной знаменитой семьи переплетена едва ли не вся мировая история. Встречались ли когда-либо Инкижинов и Бриннер, неизвестно. Документальных свидетельств тому пока нет, хотя в 30-ые годы они жили в одном Париже. Бриннер в отличие от Валерия Инкижинова никогда в Бурятии не был, назвать его бурятом тоже можно лишь с большой натяжкой, но именно он, по мнению лектора, на все сто использовал в голливудской карьере свои восточные корни.
– Если Инкижинов, оказавшись в Европе, всячески пытался дистанцироваться от своего азиатского происхождения, в связи с тем, что в то время человека с Востока обретает там некий зловещий образ, воспринимается как угроза, то с Бриннером было все иначе. Перебравшись в Америку, он эксплуатировал восточный образ на полную катушку. Делал соответствующий грим, придумывал всяческие легенды о монгольском и цыганском своем происхождении, по поводу чего не раз возникали недопонимания с родственниками, – рассказал историк кино Станислав Дединский.
Но если в исследовательских материалах о жизни Бриннера на сегодня недостатка нет, то летопись жизни Валерия Инкижинова оказалась полна белых пятен. Достаточно сказать, что ни один фильм из тех, в которых он снялся в СССР, не сохранился до наших дней, включая знаменитую киноленту «Потомок Чингисхана». А между тем, съемки этой картины под руководством знаменитого Всеволода Пудовкина проходили в 1928 году в окрестностях Верхнеудинска, в Тамчинском дацане, в Боргойской степи.
Этот фильм имел огромную популярность, ставшую свою рода визитной карточкой для актера Инкижинова на западе, которая и позволила ему уехать. Сохранились свидетельства того, какую характеристику дал Инкижинову Сталин. В одном разговоре он якобы сказал: “успешный был актер. Зря уехал, теперь, наверное, локти кусает, да поздно”.
– Возможно, найдется исследователь, который займется поиском этих материалов, требующих кропотливой архивной работы. Наследие Валерия Инкижинова заслуживает более глубокого изучения, нежели то, что мы имеем на сегодня, – считает Станислав Дединский.
Проект “Русское зарубежье. Города и лица” реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при участии Дома русского зарубежья им. А. Солженицына.