Фото Т. Никитиной – по местам воинской славы 93 Восточно – Сибирской стрелковой дивизии
Когда как не в День защитника Отечества вспомнить о настоящих героях. И, размышляя о защитниках, как не упомянуть о воинах 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. В юбилейный год начала участия легендарной дивизии в Великой Отечественной войне невозможно пройти мимо имен, с которыми связаны абсолютно все районы республики и тысячи живущих в Бурятии семей.
Легендарная дивизия вошла в историю тяжелейшими боями под Москвой, невероятными цифрами безвозвратных потерь, примерами настоящего геройства, навсегда соединившими две точки нашего государства – Москву и Бурятию. Много лет энтузиасты республики ведут работу по розыску биографических сведений о героях – наших земляках, их родственниках, архивных материалов, помогающих по крупицам восстановить боевой путь дивизии.
Мы рады сообщить, что под эгидой Республиканского совета ветеранов, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН готовится к изданию уникальная книга о воинах 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Мы встретились с автором будущего издания, кандидатом исторических наук Александром Пашининым.
– Александр Васильевич, почему именно 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия и почему ваша книга уникальна?
– Немного предыстории. В 2013 году группа авторов, куда входил и я, подготовила научное издание «Защитники Родины», рассказывающее на основе архивных материалов о призывниках Тарбагатайского района, в том числе имевших боевые награды. Тогда мы обратили внимание, что среди этих призывников много воинов 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Через четыре года, в 2017-м, формируя следующую книгу под названием «Память» (о призывниках Тарбагатайского райвоенкомата Б-М АССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.), мы посвятили легендарной дивизии отдельную главу.
Собранные материалы дали нам основание говорить, что в состав героической стрелковой дивизии входило большое число наших земляков. Если быть предельно точным, то на сегодняшний день в списки по местам призыва включены 3459 человек, в том числе 43 женщины, которые были санитарками, фармацевтами, поварихами, машинистками, почтальонами. 39 из них призваны из Иркутской области. И значительная часть погибла.
Призыв стрелковой дивизии первоначально осуществлялся в Читинской и Иркутской областях, Бурят- Монгольской АССР. В дальнейшем по мере ее продвижения на запад в нее вливались призывники других регионов. По Читинской области (ныне Забайкальский край и несколько районов из Амурской области) – 335 человек, из Иркутской области – 1573 и Бурят-Монгольской АССР – 1551 человек. Если рассматривать Бурятию, то речь идет призывниках Баргузинского, Баунтовского, Бичурского, Джидинского, Еравнинского, Железнодорожного города Улан-Удэ, Заиграевского, Закаменского, Иволгинского, Кабанского, Кижингинского, Кударинского, Кяхтинского, Мухоршибирского, Окинского, Прибайкальского, Пригородного города Улан-Удэ, Северобайкальского, Селенгинского, Тарбагатайского, Тункинского, Хоринского, Улан-Удэнского городского военкоматов и облвоенокмата.
– Таких районов, как Кударинский и Пригородный уже давно нет.
– Я специально указываю название военкоматов так, как они значились в довоенное время и указаны в документах, поскольку для родственников, занимающихся поиском сведений, это имеет первостепенное значение. Кударинский военкомат, упраздненный после войны, это нынешний Кяхтинский, Пригородный – Октябрьский города Улан-Удэ. Цель нашего будущего издания – систематизация имеющихся в громадном количестве архивных и не только архивных данных, относящихся к истории 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, всего через полгода после участия в боевых действиях Великой Отечественной войны переименованной в 26-ю гвардейскую. Далеко не каждой дивизии выпадала такая честь стать гвардейской, это право надо было еще заслужить.
Поскольку в октябре этого года исполняется 80 лет с начала участия дивизии в Великой Отечественной войне, будет закономерно, если многолетний поисковый труд найдет свое воплощение в книге, которая систематизирует весь собранный материал. Речь идет, прежде всего, о самых полных списках воинов 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, на сегодня это 3459 человек.
– Какие конкретно данные смогут найти родственники, заглянув в эти списки?
– Личностные данные бойца, год рождения, место. В обязательном порядке идет привязка к должности и подразделению стрелковой дивизии, далее к партии, ВЛКСМ, если это есть. Следующая позиция – каким военкоматом призван и когда. Затем расшифровка документальных данных о судьбе. К примеру, данные о выживших после «гибели» и пропавших без вести, об обнаруженных и опознанных после войны по смертным медальонам и личным вещам, о награжденных (в том числе посмертно) званием Герой Советского Союза и представленных к этой и другим наградам, проходящих по «Книгам Памяти», о местах и ходе боевых сражений, а также воспоминания ветеранов и их родственников и т.д.
Впервые практически каждый воин «привязан» к соответствующему делу, описи и фонду ЦАМО (Центрального архива Министерства обороны РФ). Замечу, все эти документы в нашем исследовании описываются с двойными номерами. Поясню, почему. По факту гибели, пропажи бойца без вести документу в дивизии присваивался один номер. Когда этот документ направлялся в штаб, ему присваивался другой номер.
– Почему это важно?
– Чтобы установить истинную картину событий. Вот возьмем призывника Улан-Удэнского военкомата Борисова И.П. В двух документах он проходит и как пропавший без вести, и как погибший в 1941 году в Московской области. По другим данным, он погибает в 1944 году в Литовской АССР. Другой пример – призывник Тарбагатайского военкомата Каменев А.С. По одним документам в 1941 году он погибает в Московской области, по другим – пропадает в том же году без вести. По одним документам в 1942 году попадает в плен на Украине, по другим – в 1944 году погибает на Украине. Это один и тот же человек, и таких историй множество.
Важно понимать, что поскольку большая часть из установленных воинов 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии находится в документах по безвозвратным потерям (погибшие, умершие от ран и болезней, пропавшие без вести), нами выявлено свыше 400 мест их гибели и захоронений в 29 регионах СССР (Российской Федерации) и восьми странах мира. У 37% из них установлены родственники, что также чрезвычайно важно и представляет огромную ценность.
Речь идет о систематизации огромного пласта общедоступных электронных данных Министерства обороны России: «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», различных архивных и краеведческих материалов. Достаточно сказать, что на сегодня на эту тему исследовано, сверено друг с другом, перепроверено почти 5 тыс. архивных источников, где стояла задача – дать итоговую информацию по каждому бойцу легендарной дивизии вплоть до его фото. На сегодня нами фотографически охвачено 615 воинов дивизии, что будет оформлено в издании в виде отдельного приложения.
– Можете поделиться какими-то открытиями в этом плане?
– Таким открытием можно считать тот факт, что известный Герой Советского Союза Дарма Жанаев тоже начинал свой боевой путь в 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии.
Согласно документам, первый бой для Жанаева произошел 7 января 1942 года в составе 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии и первую свою награду – медаль «За отвагу» – он получил в августе 1942 года, будучи командиром саперного взвода именно в этой дивизии, ставшей к тому времени гвардейской. Да, свою звезду Героя он получил посмертно и в составе другой гвардейской дивизии, но сути дела это не меняет. На данный момент он остается единственным из Бурятии среди воинов легендарной дивизии, который был удостоен звания Героя Советского Союза.
Интересна судьба другого воина, призывника Читинской области Ивана Николаевича Стерликова, комиссара стрелкового батальона. В декабре 1941 года он был также посмертно представлен к званию Героя Советского Союза, но получил орден «Красной Звезды». Во время боя в самый кризисный момент он лег на пулемет противника и закрыл его своим телом, тем самым дав возможность своему подразделению избежать значительных потерь и прорвать оборону противника. Напомню, Александр Матросов совершил этот подвиг в 1943 году, а Иван Стерликов в декабре 1941-го.
– Есть ли живущие ныне участники 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии?
– Такой информацией мы не владеем. Нам удалось найти фотографию ветеранов дивизии, которая была сделана в 1997 году возле Знамени Победы в Москве. Поэтому будем рады, если потомки воинов 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии поделятся с нами своими документами, архивными материалами, фотографиями. Работа продолжается.
– Ждем с нетерпением выхода книги!
По материалам о воинах 93 Восточно –Сибирской стрелковой дивизии просьба звонить по тел. 8-9021-688-553.