Фото: личный архив Олзоевых
16 апреля заместитель председателя комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии Егор Олзоев отметит свой 70-летний юбилей. Говорят, в жизни каждого человека, как в капле воды, отражается время, а если этот человек такого полета, как Егор Константинович, то и целая эпоха.
Наверняка много теплых слов будет сказано в этот день в адрес человека, ставшего не просто свидетелем, а участником поистине эпохальных событий в жизни республики и страны. Мы же в год 100-летия республики хотели вспомнить лишь ее некоторые страницы, наиболее яркие имена.
Сила печатного слова
В небольшом селе Харагун Боханского района Иркутской области до сих пор стоит большой дом, куда часто приезжает Егор Константинович Олзоев. Это родовая усадьба его предков, здесь жили прадед, дед и холодной весной 1953 года родился он сам. Как старший ребенок в семье, где воспитывалось четверо детей, Егор выполнял самую тяжелую и сложную работу по дому. Самостоятельный и рассудительный, помогал воспитывать малышей, защищал и решал споры одноклассников.
Однажды прочитал в газете «Пионерская правда», как где-то организовали подвоз детей в школу, и, вдохновившись силой печатного слова, ни с кем не посоветовавшись, принял решение от лица учеников написать письмо в газету. Рассказал, что ходят они учиться за 5 километров в сильный мороз через лес, освещая путь самодельными факелами, потому что по сторонам слышится вой волков. Как водилось в те времена, напечатанное письмо разобрали на заседании райкома партии, после чего постановили организовать в Харагуне подвоз школьников. Никаких детских автобусов в те годы не было. К обычному трактору подцепили зимние сани, на которые водрузили теплушку. В ней детвора с тех пор и добиралась до школы.
Когда пришла пора выбирать профессию, как многие деревенские подростки, Егор Олзоев поехал поступать в Иркутский сельскохозяйственный институт, на факультет электрификации сельского хозяйства. Вокруг гремели комсомольские стройки, страна наращивала темпы производства, молодому человеку хотелось быть там, где в его руках нуждались больше всего. Первый опыт в студотряде только укрепил эту веру, добавил романтизма и уважения к профессии монтажника.
Ударник коммунистического труда
После окончания вуза Егор Олзоев впервые приехал в Бурятию по распределению, начав свой трудовой путь обычным инженером – наладчиком в Управлении пусконаладочных работ треста «Бурятсельхозмонтаж». Уже через пару лет ему впервые присваивают звание ударника коммунистического труда, потом ударника пятилетки, и это случалось не один раз.
Кажется, не было в республике такой фермы, отары, птице-, свинокомплекса, зернотока, где бы ни побывала бригада Егора Олзова, всегда четко, быстро, слаженно справлявшаяся с поставленными задачами. Как отмечал начальник Управления Виктор Владимирович Старков, почему-то особенно пользовалась уважением бригада Олзоева в семейских деревнях. Совсем скоро под его началом в статусе прораба работает уже несколько бригад. Ответственного специалиста Управления заприметил директор производственного объединения «Бурятсельхозмонтажкомплект» легендарный Вильгельм Самуилович Рипп, пригласив на работу сначала начальником производственно-технического отдела, а затем заместителем директора по производству. Что такого увидел в молодом прорабе Рипп, недавно отметивший свое 90-летие, наверное, сегодня будет сложно сказать и ему самому, но он оказался прав. За короткий срок коллективу удалось полностью перестроить свою работу, систематизировать процесс, вывести организацию на новые показатели.
Когда нежданно грянула перестройка и романтика новых веяний охватила в стране все и вся, вряд ли кто удивился, что на первых демократических выборах Егора Олзоева практически единогласно избирают начальником Управления пусконаладочных работ. Как вспоминают очевидцы тех далеких событий, именно в эти годы коллектив, где работало без малого 150 человек, одним из первых в республике перешел на арендные отношения и хозрасчетный способ хозяйствования, что позволило сразу увеличить объемы строительства, а вместе с ними и зарплату рабочих в 1,5–2 раза. Поставленную тогда партией и правительством задачу по обеспечению работников жильем к 2000 году Управление выполнило намного раньше, к 1990 году.
Еще один интересный факт. Управление пусконаладочных работ во главе с Егором Константиновичем Олзоевым стало вторым предприятием в республике, получившим свидетельство о приватизации предприятия. Свидетельство № 1 было вручено директору Тонкосуконной мануфактуры Клавдии Павловне Альцман. В какой-то степени они все тогда были романтиками, уверенными в своих силах и происходивших переменах, поэтому когда 40-летнему Олзоеву поступило смелое предложение возглавить правление одного из крупнейших в то время в республике коммерческих банков «Октябрьский», где его предприятие было пайщиком, он неожиданно для многих согласился.
Сегодня покажется непонятным, зачем было без видимых причин, не имея финансового образования и должного опыта, кидаться от крепко стоящего на ногах успешного дела в рискованную сферу ваучеров, векселей и тотальных неплатежей, но тогда было такое время и такие люди, готовые идти вперед и выполнять самые невероятные задачи. Скажем только, что банк «Октябрьский» обслуживал все предприятия и организации Октябрьского района Улан-Удэ, в нем кредитовались крупнейшие предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, такие как Улан-Удэнский мясокомбинат и мелькомбинат, фабрика верхнего трикотажа, Забайкальский зверосовхоз, макаронная фабрика, Гормолзавод, предприятия энергетики и бюджетные организации.
Из монтажников в банкиры
Вскоре даже самые скептически настроенные банковские служащие республики вынуждены были признать, что банкир Олзоев неплохо справился и в первый, и во второй годы работы. Именно тогда ему впервые пришлось столкнуться с непростыми методами работы действующей власти в лице недавно избранного мэра Улан-Удэ Валерия Шаповалова. Последний предложил ввести в совет директоров коммерческого банка большинство представителей мэрии, а когда совет банка отказался, просто в один день вывел все средства муниципальных учреждений, фактически подорвав деятельность коммерческого банка «Октябрьский». Потребовалось несколько месяцев, чтобы восстановить финансовый баланс, доверие клиентов, былую работоспособность, но «Октябрьский» справился.
В возникшей сложнейшей ситуации с Улан-Удэнским мясокомбинатом с его многомиллиардными централизованными кредитами под 213% годовых и штрафными 426% удалось организовать совместную работу по погашению кредитов с тогдашним директором предприятия Виктором Ивановичем Каниболоцким и фактически спасти мясокомбинат от банкротства. Проводимая точечная работа и с другими ведущими предприятиями по погашению кредитной задолженности, по расшивке неплатежей, в том числе с помощью впервые примененного в республике коммерческим банком «Октябрьский» вексельного обращения, позволило сохранить многие предприятия, их ресурсную базу и коллективы.
Однако грянувший в 1998 году дефолт самому банку «Октябрьский», как и многим тогда предприятиям и организациям Бурятии и страны, пережить не удалось. Правление приняло решение о добровольной ликвидации. В условиях того времени это было сделать далеко непросто, но банк «Октябрьский», опять же первый в республике, полностью рассчитался со всеми вкладчиками и решил проблемы с задолженностью перед предприятиями.
Агентство по госзакупкам
В 2001 году, откликаясь на веяния времени, правительство Леонида Потапова приняло решение о создании нового государственного учреждения «Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия». Стоит ли удивляться, что создавать, по сути, с нуля ответственную структуру предложили Егору Олзоеву. Со штатом в 5 человек, в неприспособленном помещении, еще и при повсеместном отсутствии компьютеров и электронных площадок для торгов, агентство одним из первых в стране открыло свой сайт, провайдер которого размещался в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы объединить всех поставщиков товаров и услуг на одной площадке, начали издавать информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги Республики Бурятия», где размещались все государственные и муниципальные заказы.
Одной из первых в Российской Федерации в республике была создана собственная электронная торговая площадка, да и во многих других нововведениях Бурятия шла впереди России на 2–3 года впереди. К примеру, Закон «О государственных закупках», направленный на организацию системной и прозрачной работы с государственным бюджетом, был принят в 2003 году, на три года раньше, чем в России. Постепенно республика стала площадкой для регионов Российской Федерации по обмену опытом в сфере государственных закупок. Удалось сконцентрировать все публичные торги, включая продажу государственного имущества, аренду земельных, охотничьих, лесных участков и других, в уполномоченном органе, что позволило повысить прозрачность процедур и их эффективность. Огромную роль в развитии системы госзакупок оказали тогда министр экономики Татьяна Думнова и зампред правительства Александр Чепик, с поддержки которых агентству удалось стать одним из ведущих в Российской Федерации.
Подводя как-то итоги многолетней работы в этой области в качестве участника престижнейшего форума-выставки «Госзаказ» в Москве, на тот момент уже депутат Народного Хурала Егор Олзоев так охарактеризовал сделанное: «Мы прошли путь от конвертов к электронным торгам. Закупки в Российской Федерации были одними из первых отраслей, которые претерпели глобальное развитие в соответствии с временем, активно осваивались цифровые технологии и совершенствовались эти процессы в интересах государства».
Депутатская деятельность на посту заместителя председателя комитета Народного Хурала по экономической политике, природопользованию и экологии, наверное, самая известная на сегодня страница биографии Егора Олзоева. Коллеги неоднократно отмечали высочайший профессионализм, компетентность, порядочность и открытость Егора Константиновича в его депутатской деятельности, которая стала логическим продолжением всей его трудовой жизни.