blogtn.ru

Уржин Гармаев: судебное дело закрыто – история продолжается

Дело Уржина Гармаева закрыто. После четырех месяцев судебных разбирательств на тему, можно ли считать генерал – лейтенанта Квантунской армии героем Бурятии, служил ли он на самом деле японцам или только делал вид, что расстреливает советских разведчиков, а втайне им сочувствовал, все завершилось совершенно неожиданным образом. Прямо в здании Верховного суда Бурятии племянница исторического деятеля столетней давности Уржина Гармаева отказалась от иска к газете и журналисту, снабдив заявление комментарием, что сделала это без какого-либо давления со стороны. Пусть такого исхода в истории судебной практики «МК в Бурятии» еще не было, пусть суд отменил судебное решение, доказывающее право журналиста оценивать исторические события, решение это было, и его выводы могут быть очень важными для будущего Бурятии.

Чимит – Цырен Гармаева, называющая себя племянницей Уржина Гармаева, подала иск в суд с требованием признать опубликованные в газете исторические сведения не соответствующими действительности и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. рублей. В суд была представлена справка о реабилитации Уржина Гармаева и признании его дочери Уржинэй Санжидмы пострадавшей от политрепрессий. За время разбирательства племянница поменяла двух представителей, как неоднократно заявлялось, сама ездила в Шэнэхэн для поиска необходимых документов, делала запрос в ФСБ России и прилагала прочие усилия, так ни разу не появившись в суде. Если Чимит – Цырен Гармаева и желала отказаться от иска, то почему-то не сделала этого сразу, а дождалась второй инстанции, когда вопрос об исторической справедливости фактически был решен.

Справедливость заключается в том, что в 1945 году Уржин Гармаев вместе с теми, кому он служил, проиграл, и эту страницу нашей общей истории переписать нельзя, несмотря на все попытки, предпринимаемые не только в Бурятии. В Москве в 1994 году на территории храма у метро «Сокол» построили мемориал, где на одном из памятников значились фамилии генералов Краснова, Шкуро и казаков 15 казачьего корпуса, сотрудничавших в годы Великой Отечественной войны с фашистами. После многолетнего возмущения общественности памятник все же снесли. Попытки реабилитировать генерала Петра Краснова, приговоренного, как и Уржин Гармаев, в 1947 году к смертной казни, также не увенчались успехом. Всего год тому назад Верховный суд России отказался реабилитировать бывшего председателя ОГПУ и наркома НКВД СССР Генриха Ягоду, а до этого – Лаврентия Берию. Смысл решения Военной коллегии Верховного суда России был таков – да, расстрел, возможно, был и формальным, шпионом ни Берия, ни Ягода не были, но по сути они все равно остаются народными преступниками. Пусть Уржина Гармаева реабилитировали в 1992 году, хотя он никогда не был гражданином СССР, а значит, не мог быть судим по законам нашего государства, это ничего не меняет. Уржин Гармаев был врагом, с оружием в руках воевавшим против советского государства, благодаря которому мы все сегодня и живем, и он для России таковым и останется.

Самое печальное во всей этой истории, что имя врага Уржина Гармаева подняли на свои знамена деятели Бурятского государственного театра, они же директор и режиссер Эржена и Саян Жамбаловы, они же муж и жена, как-то в экстазе совместного творчества позабывшие, благодаря кому собственно образовалась национальная республика и Бурятский государственный театр. Не смог просветить их на этот счет и министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, просто не захотевший ответить на вопрос «почему на сцене государственного театра за государственный счет воспевают имена государственных преступников». Если на то пошло, то Тимуру Цыбикову следовало бы снабдить каждую афишу спектакля про Уржина Гармаева поясняющей надписью «Точка зрения авторов не совпадает с точкой зрения министерства культуры Бурятии», как делают это в газетах. Между прочим, при нашем министерстве культуры, как и при прочих министерствах, существует общественный совет, цель которого как раз заниматься такими вещами. Если не занимается, тогда пора создавать общественный совет при самом Бурятском государственном театре, где за один стол с семейством Жамбаловых посадить историков, культурологов и журналистов и начинать, наконец, наводить порядок в головах. 18 марта театральная афиша вновь приглашает зрителей на просмотр спектакля «Yнгэрhэн сагай hэбшэн» (Ветер минувших времен), а это значит, что эта история не заканчивается.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!