Ученые института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ СО РАН) подписали официальное заключение на спектакль «Ветер минувших времен» (Үнгэрһэн сагай һэбшээн), вот уже полтора года идущий в Бурятском театре драмы. Спектакль, поставленный накануне 70-летия Великой Победы, стал известен благодаря тому, что вывел в главные герои генерал – лейтенанта Меньчжоу – Го Уржина Гармаева, сражавшегося в годы второй мировой войны на стороне милитаристской Японии. По этому поводу группа ветеранов боевых действий Бурятии обратилась с открытым письмом к депутатам Народного Хурала, министру культуры Бурятии и другим официальным лицам с требованием запретить спектакль как противоречащий идейной позиции нашего государства, государственного театра и акции «Бессмертный полк». В ответ сайт минкультуры Бурятии разместил официальное заключение 17 из 18 членов Ученого совета ИМБиТ СО РАН, утвержденное на заседании отдела литературоведения и фольклористики и заверенное протоколом №5.
Насколько известно, для подготовки заключения в БНЦ СО РАН была доставлена полная запись спектакля «Ветер минувших времен». Из протокола следует, что свое мнение по поводу спектакля высказали Базаров Б. В. (член-корреспондент PAН, директор), Дампилова Л.С.(д. филол. н., г.н.с.), Курас Л.B. (д.и.н., г.н.с.), Балдано М.Н (д.и.н., г.н.с.), Ванчикова Ц.П. (д.и.н, г.н.с.), Чимитдоржиева Г.Н. (к.филол.н., ученый секретарь), Цыренов Б.Д, (к.филол.н., с.н.с.). О чем говорили ученые, неизвестно, только вместо того, чтобы дать историческую оценку образа Уржина Гармаев на сцене государственного театра, ответить на вопрос, насколько этот спектакль отвечает патриотическим установкам страны, Ученый совет ИМБиТ СО РАН вообще ни разу не упомянул слова патриотизм, предпочтя углубиться в разбор театральных тонкостей не хуже какого-нибудь худсовета или союза театральных критиков. Вместо того, чтобы прямо ответить, может ли сегодня Уржин Гармаев быть примером для воспитания молодого поколения, как данный спектакль согласуется с акцией «Бессмертный полк», где люди гордятся как раз теми, кто 70 лет назад воевал против Уржина Гармаева и таких, как он, наши ученые принялись рассуждать о силе театрального искусства, запоминающихся художественных находках режиссера, к которым ни у кого собственно вопросов и не было.
Одной такой находкой, к примеру, по мнению Ученого совета ФГБУН ИМБиТ СО РАН, стало «появление старого Дамбы с туалетной дверью, сразу включающее зрителя в современную ситуацию, в которой сегодня оказались шэнэхэнские буряты». Другой режиссерской находкой стал образ телеги как символ «всей особенности кочевой истории монгольских народов». По мнению экспертов ИМБиТ СО РАН, эти телеги на сцене сразу отсылают зрителей к шэнэхэнскому пространству, потому что «у всех во дворе можно видеть жороо тэргэ». «Они так называют четырехколесную телегу с домиком наверху, запряженную парой лошадей или быков». Далее следуют временные и пространственные ориентиры, смысловые акценты, семантические поля, удачно примененная в спектакле «мозаичная и обрамляющая композиция с перемешанным временным и пространственным хронотопом» и, наконец, художественные образы.
В советское время была популярна юмореска Аркадия Райкина, где тоже были колеса и столь сильные художественные образы, которые не нуждаются в комментариях и сегодня. Сюжет юморески про «колеса и насосы»: начальник шлет телеграмму другому начальнику в Белебердинск с требованием срочно выслать насосы. Поскольку насосов в Белебердинске нет и не будет, тамошний начальник не находит ничего лучше, как «включить дурочку» (выражение Аркадия Райкина), а именно: тянуть время, загружать почту, одним словом ждать, пока «насосы отменят, или завод реорганизуют, или министерство ликвидируют». В ответ из Белебердинска приходит телеграмма про колеса, которые направлены на Урал. Получив телеграмму про колеса и ничего не выяснив, начальник тоже решается «включить дурочку» и отправить сообщение про кур, которые передохли и потому нужен новый телескоп. На вопрос подчиненных, неужели нельзя просто честно написать, что насосов нет, звучит ответ: если написать честно, то нас, скорее всего, выгонят и никуда больше не возьмут.
Остается добавить, что до 1991 года нынешний ИМБиТ именовался институтом истории КПСС, а уникальность ситуации заключалась в том, что все сотрудники как-то враз из марксистов – ленинистов превратились в знатоков буддизма и Тибета. Сегодня благодаря появившемуся заключению на спектакль к названию института можно смело прибавить еще одну букву Т (театроведение) как еще одно доказательство тому, что талантливые люди талантливы во всем