Писатель Степан Лобозеров не нуждается в представлениях. Настоящий классик, самый успешный из бурятских драматургов только на первый взгляд живет отшельником. Степан Лобозеров пишет публицистику, где есть политика, экономика, культура и все, что происходит сегодня с каждым из нас. Лобозеров – публицист интересен своим живым словом, что по нынешним временам встретишь не часто, взглядом человека, многое видевшим на своем веку, и каким-то интуитивным знанием истины, которое и лечит, и учит, и дает надежду. Серию статей Степана Лобозерова мы решили начать с этой работы.
«Если современным школьникам дать задание нарисовать чиновника, каким они его себе представляют, то многие из них (если не большинство) изобразят некое существо с рогами и копытами. Потому что за последнее десятилетие народ узнал о них столько «полезной» информации, что теперь любой гражданин может без запинки перечислить все, чем каждый чиновник занимается в течение своего рабочего дня, то есть ворует, распиливает бюджет (видимо, какой-то спецпилой), ищет и тут же в зародыше душит любую инициативу, ловко и бесшумно собирает взятки, изощренно прячет места от детей в детсадах и так далее и тому подобное.
Чтобы этот образ не тускнел, а наливался все новыми красками, телезрители почти ежедневно могут видеть короткометражные фильмы ужасов, в финале которых эти злобные существа трусливо убегают от бесстрашных журналистов в свое неприступное логово. Если же какому-либо телевизионному «спецназу» удается поймать живого чиновника, который имеет наглость еще и оправдываться (огрызаться), то у каждого вменяемого телезрителя возникает непреодолимое желание самому заскочить в телевизор и хотя бы несколько раз с наслаждением пнуть главного виновника всех своих бед и страданий. И великое ликование охватило бы широкие массы, если бы над каждым чиновничьим креслом накрепко привинтили медную табличку: вор, взяточник, казнокрад, то есть отношение населения к представителям государственной власти сформировано однозначно без каких-либо полутонов и нюансов – враги народа. А по логике развития сюжета скоро их вообще должны объявить вне закона.
Однако как такое возможно в отношении целой социальной прослойки, причем отнюдь не самой бедной. Ведь у нас даже статья имеется – разжигание социальной розни. Интересный ответ на эту тему дал, будучи еще сопредседателем «Деловой России», а ныне бизнес- омбудсмен и лидер «Партии Роста» Борис Титов. На вопрос, можно ли причислить чиновников к среднему классу, он ответил так: «Если считать по зарплате, то в принципе да, но чиновник заинтересован в обогащении государства, а это противоречит понятию среднего класса». Проще говоря, государственных чиновников не хотят принимать в приличное общество людей с приличными доходами только за то, что они заинтересованы в обогащении государства, и из-за этого выходит, что на них статья о социальной розни не распространяется.
Но позвольте, а разве все мы, избиратели, налогоплательщики, пенсионеры, студенты, военные и даже домохозяйки не заинтересованы в обогащении государства? Чтобы оно могло и пенсии индексировать, и бюджетникам зарплаты повышать, и садики строить, и даже льготы не отнимать. Даже сам вопрос этот звучит как-то странно. Тогда почему же мы…? И хотя квалифицированные эксперты могли бы все разъяснить очень убедительно и может даже наглядно с диаграммами и графиками, однако из –за обилия очень уж умных слов мы рисковали бы, искренне согласившись со всеми их доводами, так ничего и не понять. Поэтому попытаемся разобраться в этом сами, на своем уровне, используя здравый смысл, опирающийся на житейский опыт, логику и общеизвестные, лежащие на поверхности цифры и факты.
Первое, что нам надо выяснить, это как к нам относятся (за кого нас держат), с одной стороны, государство, с другой – бизнес, и что нам следует от них ожидать не в том смысле, что они нам будут говорить (петь), а что они вынуждены будут делать под давлением обстоятельств в целях собственного же самосохранения.
Итак, сначала государство. А что есть государство? Формулировок, скорее всего, множество, но о самой простой из них почему-то часто забываем. Государство – это мы. Звучит для нас, «теперешних», довольно странно, тем не менее, факты на поверхности: в силовых структурах – главной опоре государства – работают не наши ли дети, внуки, братья, даже близкие друзья, да и в других государственных структурах вплоть до судебной системы, налоговой инспекции тоже работают не захватчики и оккупанты.
Формы у государства могут быть разные – монархия, республика, диктатура, но функция у всех одна – защита от врагов внешних, надзор за порядком внутри, чтобы сильные не пожрали слабых. Что же касается «инструмента насилия», «классовой борьбы» и так далее, то мы сейчас рассматриваем государство не с позиции классиков, а с упором на национальную независимость, так как вопрос сейчас заключается в том, сохранятся ли государства вообще.
Если возвратиться к определению «государство – это мы», то придется признать, что оно является живым организмом, в котором тело – народ, а государство – различные органы этого тела, в первую очередь голова. Но голова не может существовать отдельно от тела, она будет заботиться о нем хотя бы в целях самосохранения. Как пример можно вспомнить 90-ые годы, когда полуживое государство продолжало платить хоть какие-то пенсии, на которые выживали целыми семьями. Отсюда вывод – государство не просто обязано, оно вынуждено заботиться о нас хотя бы в целях самосохранения.
Ожидаемый вал возмущения: «О себе они заботятся в первую очередь. Им бы только свои карманы набить!» И вот здесь мы переходим от традиционного, почти идеального государства к тому, что имеем в реальности. Да, к сожалению, многие, а может, и большинство чиновников заботятся сейчас, прежде всего, о своем кармане. А кто не заботится? У абсолютного большинства наших сограждан сейчас главной целью их жизни является улучшение своего благосостояния, начиная с тех, для кого это улучшение означает выживание, и заканчивая теми, кто стремится попасть в мировой список миллиардеров. И среди «низов» очень даже немалый процент тех, кто желал бы оказаться «наверху» и делать то же самое.
Почему так? А давайте вспомним, какой клич был брошен новой властью сразу после ее восцарения? Обогащайтесь! Причем подразумевалось любым способом, так как срочно понадобились богатые, которые бы ее поддерживали. Тогда же патриотизм был объявлен прибежищем негодяев, а такие понятия, как стыд, совесть, честь, сострадание и так далее как устаревшие, нерыночные, не имеющие юридической силы, упразднялись, и, честно говоря, никаких демонстраций в их защиту не наблюдалось. А призыв «обогащайтесь», между прочим, никто не отменял и постулат «обмани ближнего и ты будешь счастлив» по –прежнему являются руководством к действию как для бизнеса, так и немалой части чиновников.
Да, наверное, большинство из нас теперь может сказать, что не хотели всего этого. Вернее, хотели, но… И выходит что-то совсем детское. Да, мы этого хотели, но мы не хотели этого. Нас действительно развели, как малых детей: показали мультик яркий и радужный, в котором сладкий закадровый голос шептал (да простит нас Александр Сергеевич): «там чудеса, там геи бродят, путаны на ветвях сидят…» И нам тоже захотелось жить в сказочно ярком и радужном мире, в котором обитают загадочные геи, таинственные путаны, благородные киллеры.
Однако когда вся эта сказка воплотилась у нас яркой рекламой, радужной попсой и остальными теперь уже не сказочными персонажами, мы стали возмущаться, но опять как-то нелогично, по-детски. На что тот же закадровый голос резонно заметил – что мы сами этого захотели и попросили. Но ведь мы хотели не этого. Мы просили сказку, с геями, путанами, киллерами. А вы нам пидарасов с душегубами подсунули. Но опять тот же голос: разве вы не прочитали там, в нижнем углу мелким шрифтом – что заказы выполняются только в пакете, полным набором, и по нашей классификации: просили геев, их и выслали. А за пидарасов, поставленных рядом с душегубами, будете отвечать перед международным трибуналом.
Вот так-то: развели как детей, а за последствия хотят спросить по – взрослому, – несправедливо получается. Хотя понятие справедливость тоже никакой юридической силы не имеет. И остается у нас один выход – взрослеть. Впрочем, можно взглянуть на все это и попроще, и тогда почти веселая картинка нарисуется: как мы шли в начале 90-ых на встречу с общеевропейскими ценностями. Вернее, даже не на встречу, а на первое свидание: так мы были переполнены смелыми мечтами и радужными надеждами. Однако пока мы держали руки, распростертыми для объятий, с нас успели снять последние штаны.
Да, как теперь говорят, лоханулись по полной. Но не одни же мы такие. Психологи говорят, да мы и сами видим, что разного рода психические расстройства время от времени охватывают самые разные народы, и они в таком состоянии «не ведают, что творят». Вот и у нас произошло. Но ничего, как у нас говорят, за одного битого двух небитых дают. Главное, что выжили и теперь потихоньку начинаем приходить в себя от этого дурмана. А когда придем в себя окончательно, в первую очередь надо вспомнить, как и почему мы здесь оказались и осмотреться внимательно: с какой стороны беды ждать, а с какой – спасения. Ну и ориентиры вспомнить, по которым шли больше тысячи лет.