blogtn.ru

ржин Гармаев: сотрудник БНЦ Леонид Курас дал историческую оценку личности Уржина Гармаева

5 апреля в комитете по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Народного Хурала Республики Бурятия состоялось обсуждение открытого письма, направленного в Хурал группой ветеранов боевых действий. Ветераны потребовали от депутатов запретить спектакль «Ветер минувших времен», идущий со сцены Бурятского государственного театра. На заседании комитета была представлена оценка исторического персонажа Уржина Гармаева в интерпретации доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Леонида Кураса. Приводим документ полностью (выделение черным – Леонида Кураса).

«Трагедия российской эмиграции, как следствия революции и гражданской войны, еще многие годы будет объектом пристального интереса не только ученых, но и творческих работников. Этот феномен сложно оценивать однозначно, хотя в общественном сознании долгие годы существовали определенные стереотипы, в соответствии с которыми вся эмиграция, и особенно маньчжурская, позиционировалась как «белая эмиграция». Видимо, именно этим обстоятельством обусловлена столь не однозначная оценка жизни и деятельности генерал-лейтенанта Маньчжоу-Го Уржина Гармаева. Хотя оценка его деятельности, в отличие от других представителей бурятской эмиграции, получила научное и объективное воплощение в работе члена-корреспондента РАН Б.В. Базарова[1] и потому имя У. Гармаева не может быть вычеркнуто из истории, как впрочем, и имя любого человека.

Общеизвестно, что после Маньчжурской операции в августе 1945 г., успешно осуществленной Красной Армией, Уржин Гармаев сдался органам советской контрразведки «Смерш». 1 марта 1947 г. Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР под председательством генерал-полковника юстиции В.В. Ульриха приговорила У.Г. Гармаева к расстрелу.

23 июня 1992 г., в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., Уржин Гармаев был реабилитирован Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, после чего в массовом сознании он превратился в «жертву политических репрессий». Видимо, этот факт послужил основой для последующей героизации маньчжурского генерала, чему, несомненно, способствовало появление на сцене Бурятского государственного драматического театра спектакля «Ветер минувших времен».

Обратимся же к биографии Уржина Гармаева, основные этапы которой мы почерпнули из работы Б.В. Базарова, построенной на материалах уголовного дела генерала.

Будучи харизматической личностью, обладая ярко выраженными лидерскими качествами и ясным умом, зная не менее 4-х языков, он быстро находил общий язык со всеми, с кем ему приходилось вступать в контакт.

В 1918 г. Уржин Гармаев вступает в ряды партии эсеров

Позднее, когда увлечение социалистическими идеями было забыто; он становится принципиальным противником Советской власти и оказался в окружении забайкальского атамана Г.М. Семенова, что само по себе не является преступлением, ибо это была позиция сформировавшейся личности. У.Г. Гармаев принимал участие в боевых действиях против сторонников социалистической идеи, осуществлял мероприятия разведывательного характера. И в это же время он принимает активное участие в карательной экспедиции в ряде населенных пунктов Западного Забайкалья.

Оказавшись в эмиграции в Маньчжурии в хошуне Шэнэхэн, одном из 18 хошунов Барги, он стал не только формальным, но и фактическим, идейным лидером бурятской эмиграции. Ему поверили, его признали. Естественно, у эмигрантов, тем более с преобладанием бурятского и монгольского населения, возникла мысль о создании собственной государственности. Баргутское восстание 1928 г. было подавлено китайскими властями с особой жестокостью. Будучи руководителем административного округа, Уржин Гармаев принял активное участие в подавлении восстания соплеменников, став тем самым инструментом в руках китайских властей.

В 1932 г. состоялся государственный переворот в Северном Китае, в результате чего было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го, за спиной которого стояла Япония. И здесь будущий генерал нового государственного образования уже отрекается от Китая и становится орудием в руках Японской военной миссии.

По справедливому мнению Б.В. Базарова «только время поможет нам понять глубину национальной трагедии России», когда сотням тысяч россиян, оказавшихся на чужбине, так и «не удалось найти пристанище в незнакомых и не всегда приветливых краях», но у которых «навсегда осталась боль утраченной Родины, смешанное чувство несправедливости, рока и жестокой предопределенности судьбы» (с. 10). Но можно ли трагедию целого народа экстраполировать на судьбу конкретного человека – Уржина Гармаева? Может ли он стать «Героем нашего времени», на которого стоило бы равняться и которому хотелось бы подражать?

Сегодня нет цензуры, которая могла бы запретить постановку спектакля или запретить публикацию книги по идеологическим соображениям. Но есть совесть, и есть память, и есть дети, которые должны гордиться своей историей. Вот об этом никогда не следует забывать”.

 

[1] Базаров Б.В. Генерал-лейтенант Маньчжоу-Го Уржин Гармаев / науч. ред. Л.В. Курас. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 38 с.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!