Фото Т. Никитиной
На прошлой неделе глава Бурятии выступил с беспрецедентной инициативой — лишить депутата Улан-Удэнского горсовета Юрия Баданова мандата, да еще и с формулировкой — за утрату доверия. Интересующиеся, что же такого ужасного совершил народный избранник, выяснили, что бизнесмен Баданов ничего не украл и никого не убивал. Как признался на заседании в мэрии сам депутат, во всем виноват его помощник, который, заполняя декларацию, почему-то не указал в клеточках действующий бизнес Баданова. Объясняясь, депутат улыбался, словно рассказывал какую-то чрезвычайно веселую шутку, потому что поверить в серьезность всего происходящего ни он, ни сидящие рядом Сергей Супоня и Валерий Амагыров, они же депутаты III, IV, V созывов, просто не могли.
Россия — страна большая, поэтому все показательные дела начинаются здесь с фигур масштабных, видных, не заметить которые невозможно. Шесть лет назад такой фигурой стал сенатор от Бурятии, он же зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам и по совместительству олигарх Виталий Малкин. Согласно официальной версии, сенатор скрыл двойное гражданство, что по нынешним временам приравнивается к измене Родине, и, подобно Юрию Баданову, тоже чего-то не указал в декларации. Три года назад в депутатское кресло почему-то не попал бывший депутат ГосДумы от Бурятии Михаил Слипенчук, также владеющий заграничной недвижимостью.
Сначала депутатов ГосДумы обязали раз в месяц являться в свои регионы для встреч с избирателями и отчетов о проделанной работе (региональная неделя). Потом ввели штрафы за пропуски заседаний без уважительной причины. Один пропуск – один штраф в размере 60 тыс. рублей, что, сравнивая с содержимым иных деклараций может показаться пустяком, который депутат вообще должен не заметить. То, что штрафы депутатами платятся и немалые, подтвердили следующие события. Всего через год после нововведений, под разными аргументами парламентариям удалось – таки снизить штрафы самим себе до 40 тысяч рублей за один пропуск.
Работать с депутатами непросто. Если в Госдуме есть проблемы с депутатской дисциплиной, то что говорить про маленькую Бурятию, где до 9 февраля 2019 года — даты поступления в Улан-Удэнский горсовет заявления от главы республики — формулировка «утрата доверия» воспринималась не более, чем пустой звук. И. о. мэра, он же депутат III, IV, V созывов Александр Иринчеев на том же заседании, ставшем уже историческим, попал в самую точку, когда посоветовал коллегам впредь внимательнее следить за своими помощниками. Иные горячие головы предложили опальному товарищу идти в суд, полагая, что в сложившихся обстоятельствах это единственный для Юрия Баданова вариант дотянуть до конца своих депутатских полномочий, но вовремя передумали. Потому что в суде не только легко узнать имя горе — помощника Юрия Александровича, но и вообще все то, что раскрывать стороннему глазу депутат уже точно не захотел бы.
Впрочем, в своих мытарствах с помощником Юрий Баданов совсем не одинок. Похожая ситуация складывается и вокруг помощников депутата Народного Хурала Игоря Бобкова. С тех самых пор, как его избрали на одномандатном округе №19, узнать имен помощников этого депутата еще никому здесь так и не удалось. Сам депутат публично наотрез отказался раскрывать эту страшную тайну. Удивительнее всего, что и спикер Народного Хурала Владимир Павлов тоже постарался отойти от этой истории, сославшись на закон «О персональных данных» (?) и то, что без воли депутата узнать имена его оплачиваемых из бюджета (!) помощников в принципе невозможно.
Дошло до того, что помощниками депутата Бобкова публично пообещал заняться глава республики Алексей Цыденов, признав личную ответственность за сложившуюся ситуацию, поскольку на минувших выборах Игорь Бобков официально шел под знаменами «Команды Бурятии». В частности, Алексей Цыденов намерен был лично просить старших парламентариев (!) убедить депутата Бобкова, что имена его помощников априори не могут являться тайной. Неизвестно, как уговаривали депутаты Бобкова, с трибуны или в тиши туалетной комнаты, звучала ли там формулировка про «утрату доверия», только все тщетно. Ни одного звука выдавить из сжатых уст депутата Бобкова не получилось. Что же дальше? Дальше остается только Путин. Других вариантов нет.