blogtn.ru

Посвящается создателю в Бурятии оркестра русских народных инструментов Виктору Китову

 

Автор – Эсфирь Зайцева, заслуженный учитель Республики Бурятия. Фото: личный архив Э. Зайцевой

В год 100-летия республики мы вспоминаем тех, кто внес весомый вклад в развитие Бурятии. Знаменательно, что в этом году свое 70-летие отметил Виктор Васильевич Китов. Сегодня он живет вдали от Улан-Удэ, но поддерживает связь с земляками, следит за тем, что происходит в республике, которой отданы многие годы.

Когда-то концертмейстер, пианист, поэт, художник Татьяна Конева посвятила учителю такие строки:

Ты шел и вел всех за собой

С надеждой, волей и мечтой.

Своим упорством,

 мастерством,

И силой духа, и умом.

Ты покорял всегда и всех –

Студентов, близких и коллег.

Романтик, классик, оптимист,

Учитель мудрый и артист.

Ты не даешь себе покоя

Ни в стужу и не в пору зноя,

И всем завистникам назло

(ведь им-то это не дано!)

Ты полпланеты озарил,

Культуру к жизни возродил.

А сегодня в качестве поздравления юбиляру мы публикуем статью, которую написала заслуженный учитель Республики Бурятия, многолетний председатель студенческого профкома Улан-Удэнского базового медицинского училища Эсфирь Зайцева.

В далеком 1976 году в Восточно-Сибирском государственном институте культуры (ВСГИК)  появился  новый   преподаватель   кафедры оркестрового  дирижирования  В. В. Китов. В Улан-Удэнском базовом медицинском училище тогда существовал любительский оркестр русских народных инструментов (ОРНИ), основанный И. Макальским. После его смерти нам понадобился руководитель, коим любезно согласился стать Виктор Васильевич. Предполагаю, что молодому дирижеру, наполненному теоретическими знаниями после окончания института, хотелось получить больше дирижерской практики, поэтому он и принял наше приглашение возглавить коллектив.

Работа с оркестром – дело трудное, особенно в любительском коллективе. Руководителю в нем приходится быть не только дирижером, но и организатором, аранжировщиком, переписчиком оркестровых партий. Помимо этого, перед каждой репетицией необходимо настроить все инструменты, рассадить музыкантов, разложить по пюпитрам их партии. Но и это не все. Прежде чем приступить к занятиям, нужно провести набор желающих играть в оркестре, обучить их нотной грамоте, научить игре на выбранном инструменте.

В отличие от дирижера профессионального оркестра, который занимается подготовкой и исполнением музыкального сочинения, дирижер любительского коллектива должен совмещать в себе обязанности директора и администратора оркестра, учителя и концертмейстера. И лишь выполнив работу этих специалистов, он может приступить непосредственно к своей главной обязанности – дирижированию оркестром.

Работа ОРНИ медицинского училища предстояла большая. Участницами оркестра были девушки 15–18 лет, большинство из которых не умело играть на музыкальных инструментах. Не были знакомы они и с нотной грамотой. Нужно обратить внимание на то, что существовали любительские оркестры, участники которых играли свои партии на слух, без нот, или играли по цифровой системе обозначения нот. В. В. Китов с самого начала избрал профессиональный путь развития оркестра, более трудный, но более перспективный – исполнение каждым оркестрантом своей партии по нотной системе.

Спецификой оркестра являлось то, что оркестрантами были учащиеся, главной задачей которых было получение специальности «медицинская сестра», «фельдшер», «акушерка». Поэтому занятия музыкой для них могли проходить только в свободное от основной учебы время. Благодаря совместным усилиям дирижера, руководителей и педагогического коллектива училища удалось создать нормальные условия для проведения репетиций оркестра и подготовки им разнообразных художественных программ.

Приступив к работе в сентябре 1977 года, Виктор Васильевич за один год сумел подготовить первую получасовую программу. В нее вошли: русская народная песня «Пойду ли, выйду-ль я» и песня времен Гражданской войны «Проводы» (в обработке А. Чагадаева), пьесы В. Моцарта «Колыбельная», П. Чайковского из цикла «Детский альбом» – Старинная французская песенка и Итальянская песенка, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, вальс Е. Дрейзина «Березка».

Весной 1978 года программа была вынесена на смотр художественной самодеятельности г. Улан-Удэ, а исполнивший ее коллектив оркестра под управлением В. Китова удостоен звания лауреата смотра.

На первый взгляд кажется, что создать оркестр за такой срок невозможно. Но руководитель, с его энтузиазмом и глубокими профессиональными познаниями, сумел увлечь будущих медиков, вселил веру в свои силы и возможность преодоления преград на пути познания музыки. Ведь заниматься участницам приходилось по 3–4 раза в неделю, сознательно посвящая свободное время игре на домрах и балалайках. Но выбор в пользу активного музицирования ими был сделан и отступать было поздно. Ведь оркестр – это единая команда, где каждый музыкант связан с другим одним делом, которое может быть осуществлено только сообща. Без ответственности за игру рядом сидящего оркестранта не может быть речи не только о концертном выступлении, но и просто об исполнении пьесы. Постепенно молодые музыканты проникались этими чувствами.

Осенью 1978 года коллектив оркестра продолжил занятия. В исполнении оркестра зазвучала мелодия песни А. Андреева «О родной земле» в инструментовке В. Китова. Исполнение этой песни, которая впоследствии стала Государственным гимном Бурятии, станет важной вехой в развитии коллектива. Именно ее он будет исполнять на сцене Бурятского оперного театра, в концертах перед студенческими аудиториями и неизменно удостаиваться зрительских симпатий.

В успешном освоении оркестром разнообразного репертуара важную роль сыграло мастерство Китова как аранжировщика. Инструментовки пьес для ОРНИ У-УБМУ были написаны Виктором Васильевичем с учетом исполнительских возможностей оркестра медиков. Это сыграло существенную роль в том, что программы оркестра звучали естественно, с учетом выразительных возможностей русского народного оркестра. Благодаря этому оркестр сумел выступить перед коллективом училища с новой программой уже в двух отделениях. Сохранившаяся афиша этого концерта дает возможность оценить ее программу и отдать должное труду медиков-оркестрантов.

Для получения музыкантами практики сценических выступлений Виктор Васильевич организовал выступления в студенческих аудиториях, перед преподавателями медучилища, записи программы оркестра на Бурятском ТВ. Успех у зрителей окрылил оркестрантов, подвинул к изучению новых музыкальных сочинений.

Весной 1979 года коллектив разучил сюиту В. Бибергана «Русские потешки» в пяти частях («Песня», «Переборы», «Кадриль», «Хоровод», «Наигрыш»). Музыка сюиты, которую в дальнейшем исполняли многие профессиональные и учебные коллективы Бурятии, предоставляла богатые возможности для театрализации ее исполнения в народных традициях, идущих от скоморошества. Инструментальный состав предусматривал введение в оркестр таких инструментов, как пила и гармонь, жалейка и свирель, кулиса и деревянные ложки. В сюите должен был звучать вокальный ансамбль. А главное – эту музыку надо было не просто играть, а проживать на сцене. Каждый оркестрант становился действующим героем происходящего на сцене.

Для воплощения этих задач возможностей медиков-оркестрантов было недостаточно. Поэтому В. В. Китов решил привлечь к исполнению студентов ВСГИК, для чего сделал оркестр базой их практики. Это позволило студентам-оркестрантам получать полноценные практические навыки работы в любительском коллективе, а ОРНИ У-УБМУ пополнился недостающими исполнителями на редких музыкальных инструментах. Довольны были студенты, которые затем готовили свои дипломные работы на базе оркестра. Довольны были и оркестранты-медики, коллектив которых обрел новые краски своего звучания.

Началась совместная работа, трудная, но интересная. В оркестре появился вокальный ансамбль, гармонист, жалеечник, мастер художественного свиста на бересте, исполнитель на настоящей пиле и многие другие. Для премьеры сюиты профком выделил средства на пошив для коллектива оркестра новых сценических костюмов.

Затраченные усилия не пропали даром. Исполнение сюиты на сцене Дворца культуры ЛВРЗ принесло коллективу заслуженный успех и присвоение ему звания лауреата городского смотра художественной самодеятельности Улан-Удэ. С 1979 года ОРНИ У-УБМУ на протяжении ряда лет занимал лидирующие позиции среди любительских народных оркестров города. Его приглашали участвовать в заключительных концертах городских смотров художественной самодеятельности. Коллектив оркестра и его руководитель неоднократно удостаивались званий лауреатов с вручением соответствующих медалей и Почетных грамот.

В следующем году репертуар коллектива пополнился пьесами Ю. Шишова «Слава народам нашей страны», Гавотом из Классической симфонии С. Прокофьева. Продолжались изменения в структуре коллектива. В его составе появился квартет домр, который представил на суд зрителей обработку русской народной песни «То не ветер ветку клонит». По инициативе оркестрантов коллектив стал именоваться «Родные напевы».

Большую работу в оркестре проводил тогда студент ВСГИК Николай Осипов, обучавшийся в классе старшего преподавателя В. В. Китова. Его плодотворная деятельность в качестве помощника дирижера завершилась 21 апреля 1980 года блестящей сдачей дипломной практики с оркестром «Родные напевы», прошедшей в виде открытого афишного концерта.

В апреле 1980 года коллектив ОРНИ Улан-Удэнского базового медицинского училища впервые выехал для выступлений в Читу, где принял участие в III Областном смотре-конкурсе на приз лауреата Государственных премий СССР, народного артиста РСФСР, композитора Н. П. Будашкина. Для участия в конкурсе оркестр разучил его песню «За дальней околицей». Успешное выступление коллектива среди лучших народных оркестров и ансамблей Восточной Сибири явилось вершиной в творческой деятельности любительского коллектива.

В 1981 году В. В. Китов создал при оркестре новый инструментальный ансамбль – квартет бурятских чанз. Под его наблюдением в Экспериментальной музыкальной мастерской были изготовлены концертные инструменты, после чего музыканты приступили к репетициям. Перед этим коллективом ставилась задача популяризации бурятской народной инструментальной музыки.

Наблюдая за творческой деятельностью В. В. Китова в Бурятии, Сибири, России, мире на протяжении десятков лет, неизменно восхищалась его большими организаторскими способностями, высокой культурой общения с людьми.

В. В. Китов не только музыкант высочайшего класса, но и талантливый воспитатель молодежи. Неудивительно, что многие бывшие участницы оркестра уже стали бабушками, но при встрече со мной всегда интересуются, где и как поживает Виктор Васильевич. С теплотой вспоминают годы занятий в оркестре под его управлением. Это ли не высшая оценка труда педагога, имя которого ученики продолжают бережно хранить в своей памяти. Благодарю судьбу за долгие годы совместного творческого и человеческого общения. Желаю Виктору Васильевичу всего-всего самого наилучшего.

Эсфирь Зайцева, заслуженный учитель Республики Бурятия

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!