Фото Т. Никитиной
Родителей, заявляющих, что не нуждаются более в услугах общеобразовательной школы и готовы дать ребенку знания собственными силами, становится все больше. Согласно официальным данным, к примеру, в Улан-Удэ на 1 января 2019 года на семейном обучении и самообразовании находилось 44 ребенка, в прошлом году – 32 школьника, в позапрошлом – 23, и это притом, что еще совсем недавно подобное у нас вообще невозможно было представить. Что такое семейное обучение, какие преимущества и опасности оно в себе таит, наконец, с чем столкнулись наши родители, решившиеся на подобный шаг, мы попросили рассказать председателя комитета по образованию администрации города Улан-Удэ Ульяну Афанасьеву.
– Ульяна Сергеевна, отсутствие ребенка в школе в советское время воспринималось всеми, включая его собственных родителей, как ЧП. Сегодня это отсутствие обсуждается не просто как инновация, а некая альтернатива классической школе, которая набирает обороты в экономически развитых регионах, где у родителей есть для этого возможности. Как выглядит семейное образование в таком отдельно взятом населенном пункте как Улан-Удэ?
– Давайте начнем с того, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который начал действовать с 1 января 2013 года, установил, что ребенок вправе получать образование не только в школе. Существуют разные жизненные ситуации, в соответствии с которыми ребенок может обучаться в той же школе по очной, очно – заочной или заочной форме. Кроме этого, закон позволяет вообще не посещать школу, а обучаться в форме семейного образования и самообразования, а также на дому и вообще сочетать любые из этих форм.
Причины «ухода из школы» зачастую вынужденные. К такому выбору родителей может подтолкнуть, к примеру, состояние здоровья ребенка, особенности уклада жизни семьи, когда родители состоят в религиозной организации, много путешествуют или ведут иной образ жизни. Все чаще встречаются случаи, когда сам ребенок трудно адаптируется к детскому коллективу, у него выявляется раннее интеллектуальное развитие, ранняя профессиональная ориентация, он требует к себе больше внимания и особого подхода. Наконец, уровень образования родителей таков, что они готовы самостоятельно подготовить своего ребенка по предметам и сделать это лучше, чем учитель в школе.
– Известно, что доля кандидатов и докторов наук в нашей республике действительно велико, и нет никаких сомнений, что кто-то в состоянии великолепно подготовить своего ребенка по истории, кто-то – по математике. Вопрос состоит в том, как в домашних условиях обучить всему сразу – физике, химии, технологии.
– Я бы добавила к этому – как социализировать ребенка, привить ему систему общечеловеческих ценностей, научить режиму дня, систематически трудиться, подчиняться дисциплине. Все это не такие мелочи, как может показаться на первый взгляд, и родители, решая вопрос о семейном обучении, должны понимать, что с этого момента они берут на себя ответственность не только за обучение ребенка, но и его воспитание. В принципе в школе всегда существовала такая форма как экстернат, когда ребенок мог уехать по обучающей программе в другую страну, на спортивные соревнования в другой регион, а потом приехать и сдать экзамены. Но ответственность за уровень его образования всегда несла школа. При семейном образовании ответственность несут родители. При этом порядок таков, что находящийся на семейном обучении ребенок отчисляется из школы на основании заявления его родителей. Мы в обязательном порядке регистрируем такое заявление и осуществляем дальнейший надзор за ребенком.
Уходя на семейное обучение, ребенок не посещает школу, но он обязан в конце каждой четверти, то есть четыре раза в год в стенах школы сдавать промежуточную итоговую аттестацию. Для такой аттестации родители могут выбрать свою школу или любую другую – не важно. Важно, чтобы педагоги видели, что обучение в домашних условиях на самом деле осуществляется. Могу сказать, что когда в 2014 году в Бурятии появились первые ученики на домашнем обучении, родители – первопроходцы действительно сознательно подходили к этому решению. То есть они были способны организовать весь этот непростой процесс, обеспечить надлежащую подготовку, о чем свидетельствовали оценки итоговой аттестации.
Сегодня мы такого сказать, к сожалению, не можем. Закон предписывает, что если ребенок не сдает итоговую аттестацию, а ему для этого предоставляются три попытки, то ребенок должен вернуться в школу, и количество таких детей с каждым годом становится все больше. Когда родителям показываешь эти результаты, объясняешь, чем это грозит в дальнейшем, что у ребенка могут возникнуть трудности с обучением в вузах, колледжах, техникумах, они, как правило, соглашаются. В этом я вижу причину того, что в Бурятии форма семейного обучения не получила широкого распространения.
– А чем объяснить, что в Омской области, например, проживает в два раза больше населения, чем в Бурятии, но там сегодня на семейное обучение переведено 1200 детей.
– Дело в том, что Омская область стала одним из пяти регионов страны, где родители, взявшие на себя груз обучения в домашних условиях, имеют право на получение компенсации из бюджета. Эта компенсация равна тем затратам, которые каждая школа получает на осуществление своей деятельности исходя из норматива на одного ребенка. То есть вместо школы этот норматив стали получать родители, что в общем-то справедливо, поскольку они вместо муниципалитета тратят на обучение ребенка не только порой все свое время, но и средства. По заявлениям, прозвучавшим от официальных лиц, в год на компенсацию семейного образования бюджет Омской области закладывал до 140 млн. рублей. Однако если до этого года в Омской области семейное обучение компенсировали по факту всем желающим, то с 1 сентября 2019 года произошли изменения в методике получения компенсации. Опять же были выявлены факты, что далеко не все родители способны обучать детей на том же уровне, что учителя в школе.
Что касается Бурятии, то в нашем законодательстве не предусмотрен норматив на семейное обучение, соответственно никакой компенсации родителям за обучение ребенка в рамках семьи не полагается. Даже если родители привлекают к этому процессу репетиторов, пользуются услугами коммерческих образовательных центров, все расходы ложатся целиком на семейный бюджет. Отчасти еще и поэтому на семейном образовании у нас находятся в основном дети начальных классов.
– Не секрет, что с каждым годом растет число гиперактивных детей. Таким детям сложно не то что осваивать школьную программу, а просто сидеть вместе со всеми на уроке. В данном случае или при других обстоятельствах родители могут рассчитывать, что с их ребенком учителя будут заниматься отдельно?
– Форма обучения, когда учителя, работающие в школе, занимаются с конкретным учеником у него дома и соответственно эта работа им оплачивается, называется обучение на дому. Чтобы перевести ребенка на такую форму обучения, недостаточно одного желания родителей и согласие педагогов. Основанием получения образования на дому служат медицинские документы, которые опять же должны соответствовать перечню заболеваний, дающих право за счет бюджета обучать ребенка дома по основным общеобразовательным программам. Сегодня в Улан-Удэ таким образом обучается 12 школьников муниципальных общеобразовательных школ и 513 детей школы социальной адаптации детей инвалидов №60.
Вообще мир вокруг меняется настолько стремительно, что трудно предсказать, как и чему будут учиться школьники в самом ближайшем будущем. Стремительными темпами во всем мире развивается дистанционное образование, когда учителя записывают на видео свои уроки, отправляют ученикам, а при необходимости через видеосвязь принимают зачеты. В условиях карантина к такой форме прибегали также учителя некоторых улан-удэнских школ. Сейчас мы осваиваем дистанционное образование для учеников старших классов школы №38, где не хватает учителя физики. Проект сетевой школы состоит в том, чтобы учитель физики школы №7 вел уроки не только для своих детей, но и посредством информационных технологий для учеников школы №38.
В Интернете легко найти общедоступный для каждого ресурс «Российская электронная школа», где собраны интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, полностью соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Здесь главное, суметь увлечь ребенка миром знаний, заинтересовать и вдохновить, и не столь важно, каким способом это будет сделано, если все это в итоге будет иметь успех.
– Спасибо за информацию!