blogtn.ru

По минному полю. Почему мальчикам необходимо мыть руки не после, а до посещения туалета

Несмотря на то, что в последние годы медики констатируют общее снижение в Бурятии таких заболеваний, профилактике ИППП по-прежнему уделяется самое пристальное внимание. Об особенностях профилактики и ее эффективности в современной Бурятии мы беседуем с главврачом Республиканского кожно-венерологического диспансера, дерматовенерологом высшей категории Николаем Ермолаевым.

— Николай Николаевич, как удалось переломить ситуацию, снизить в республике заболеваемость сифилисом и прочими ИППП?

— Комплекс причин, среди них — улучшение социально-экономической ситуации в республике, титаническая работа врачей по предупреждению и раннему выявлению заболеваний и такой немаловажный факт, как новые методы диагностики. К примеру, не так давно в нашем диспансере появилось оборудование ПЦР или ДНК-диагностики, которое позволяет у одного и того же человека выявлять сразу несколько инфекций нового поколения, передающиеся половым путем, так называемые микс-инфекции. Сейчас их насчитывается более 25. К примеру, у 70% приходящих к нам пациентов обнаруживаются микс-инфекции, а это означает, что лечение в каждом отдельном случае должно быть разное. До появления в нашем диспансере такого оборудования выявить все эти инфекции разом и соответственно их разом эффективно пролечить не получалось.

— Не секрет, что много лет лидерскую планку по заболеваемости ИППП держали наши известные курортные районы, в том числе Тункинский. Однако впервые за много лет этот район показал вполне благополучную статистику, что произошло?

— Тункинский район, равно как и Кабанский, Иволгинский, можно назвать заметным достижением моих коллег, проведших там колоссальную профилактическую работу. Были организованы массовые подворные обходы с забором крови у 100% населения, благодаря чему удалось выявить заболевания на ранних стадиях и тем самым переломить ситуацию. Как известно, первые месяцы человек даже не подозревает, что болен, а, узнав о болезни, не всегда обращается за медицинской помощью, прекрасно зная, что вензаболевания самостоятельно вылечить нельзя. Поэтому мы проводим беседы, лекции в школах, училищах, вузах, доводим до населения информацию иными способами. С 2008 года нам удалось снижать заболеваемость ИППП в республике в среднем на 9-13 процентов ежегодно.

— Тем не менее республика не намерена отказываться от своей туристической направленности, а это значит, что проблема интимных услуг — вечного спутника ИППП — остается. 20 лет назад ваш бывший коллега, главврач Светлана Тарнуева в своем интервью рассказывала о том, как она работала в Алжире, где были регламентированы публичные дома, и под впечатлением от увиденного прямо высказалась за введение подобного опыта в Бурятии как мощного средства против распространения ИППП. Что вы скажете по этому поводу?

— С каких позиций ни рассматривай этот вопрос, очевидно, что рациональное зерно в этом предложении присутствует. Анализируя опыт других стран, нетрудно заметить, что там, где эта сфера жизни регламентирована, резко падает заболеваемость ИППП и одновременно снижается число преступлений на сексуальной почве. Помню, на одном из правительственных совещаний в начале 90-х, когда уровень заболеваемости ИППП в Бурятии был запредельным, затрагивался и этот вопрос, и каково было удивление, когда возглавлявшая совещание Клавдия Павловна Альцман очень внимательно отнеслась к этому предложению и фактически одобрила позицию медиков. Думаю, ей, вышедшей из народной среды, много поездившей по миру, много видевшей, было очевидно, что одними лозунгами эту проблему не решить.

Когда я учился в клинической ординатуре в Ленинграде, как-то нам с коллегами показали социальный ролик, снятый на эту тему в Западной Германии. Добропорядочная немецкая семья (папа-мама и две их дочки) сидит за столом, когда к их дому подъезжает кабриолет с подростками. Подростки зовут дочку Марту на уик-энд. Девушка собирает вещи, выбегает к машине, и тут ее окликает мать. Со словами: Марта, ты забыла, мать протягивает ей пачку презервативов.

Сначала все мы, врачи, были в шоке от увиденного. Но потом, разбирая эту ситуацию с психологом, пришли к выводу, что мать права, рано или поздно «это» произойдет с каждым мальчиком и девочкой. А когда «это» произойдет, именно презерватив, врученный мамой, сможет защитить ребенка от смертельно опасных заболеваний: ВИЧ, гепатита, сифилиса. Сегодня к любому постороннему контакту надо относиться, как к мине. У меня в практике были случаи, когда у молодого человека был один-единственный контакт, причем по любви, но именно этот контакт принес заражение СПИДом, гепатитом и фактически пустил молодую жизнь под откос. Так что лучше, если средство защиты окажется в портфеле ребенка на год раньше, чем на один день позже.

— Сегодня каждому школьнику, начиная с первого класса, кладут в портфель «книжку безопасности», где написано что делать, если на улице сильный ветер или дома загорелась электропроводка. По-вашему получается, что вместе с учебниками в портфель пора класть презервативы, как кладут их сегодня в ванной каждого гостиничного номера? Тогда кто расскажет детям, что с ними делать?

— Конечно, это немного шокирует, но наша жизнь изменилась, ценности стали другими и свою деятельность надо строить исходя из этих реалий. Противостоять натиску информации из кино, телеэкранов, Интернета, окружающего мира молодому человеку сегодня очень сложно. Все попытки ввести в наши школьные программы, как на Западе, половое воспитание, не увенчались успехом. Даже если будут изданы учебники, пособия и введены курсы, выяснится, что педагогов, умеющих тактично подать данную тему, у нас просто нет. Ваш ребенок должен быть защищен еще в семье, и получается, что рассказать об «этом» должны ему папа и мама.

Как-то мы проводили исследование на тему, что покупают в киосках Улан-Удэ, и выяснили, что молодые люди покупают пиво, чипсы, презервативы. Одно время были сложности с поставками в республику презервативов, и это сразу сказывалось на уровне заболеваемости ИППП. Сегодня презервативы в Улан-Удэ доступны, и это правильно. Мы обязаны научить наших детей жить на минном поле вензаболеваний, СПИДа и других инфекций и перекладывать эту ответственность на кого-то нельзя. Я считаю, что если ребенок однажды оступился, значит, на 80 процентов — это вина его родителей.

— Скажите, а что, например, вы рассказываете на встречах с детьми?

— Для каждого возраста должна быть своя адаптированная информация, защищающая здоровье. К примеру, я прошу собраться только мальчиков и без учителей и посторонних говорю им: как вы думаете, почему мальчикам необходимо мыть руки каждый раз, когда они не выходят из туалета, а, наоборот, направляются в него? Дело в том, что на наших руках скапливается огромное количество вирусов, грибков, инфекций. Если мальчику перед посещением туалета руки не мыть, то вирусы могут попасть на интимные органы и вызвать воспаления. Вам интересно будет узнать, что я как специалист в этой области каждую неделю (!) делаю несколько процедур или операций по удалению остроконечных кондилом у пациентов с наружных половых органов. Выглядят они как бородавки или наросты, которые сначала напоминают маленькие бугорки, потом увеличиваются в размере. После бесед с учениками на такие темы учителя, как правило, отмечают изменения в поведении детей и уже иное отношение к вопросам личной гигиены.

По всем вопросам обращаться в ГБУЗ РКВД, ул. Смолина, 69, тел. 21-96-40; ул. Коммунистическая, 5, тел. 21-39-82; тел. «горячей линии» 8-9024-52-03-30.

— Спасибо за информацию!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!