Фото из архива Б. Ринчинова: мама – Гунжид Цыбендоржиева, выпускники школы – интерната №2 с директором Абрамом Минеевичем Гершевичем (1963 год), курсант Качинского высшего военного авиационного училища Бимба Ринчинов с товарищами (1967 год), командир истребительного полка полковник Ринчинов на приеме у члена ЦК КПСС 1 секретаря бурятского обкома КПСС А.У. Модогоева. справа – секретарь обкома КПСС А.А. Бадиев (1983 год), с мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым (для фото Геннадий Архипович попросил примерить мундир летчика), в компании “Метрополь” (2008 год), с земляками в Белоозерске (2017 год).
Наступивший 2020 год, год празднования 75-летия Великой Победы, указом президента Путина объявлен в России годом памяти и славы. Мы продолжаем серию публикаций о защитниках Отечества, былых героях великих побед и тех, кто по-прежнему рядом с нами. Сегодняшний рассказ посвящается живущему ныне в Бурятии полковнику авиации ВМФ, летчику – истребителю Бимбе Ринчинову, в судьбе которого удивительным образом сплелись небо и политика.
Было время, когда для знакомства с документальным фильмом «Мастера воздушного боя», членам бурятского правительства во главе с первым секретарем Андреем Модогоевым был устроен закрытый просмотр. Одним из героев фильма стал молодой командир авиационного полка Бимба Ринчинов, с которым позже Андрей Урупхеевич встретился в своем кабинете. После ухода в отставку Ринчинов работал советником первого президента Бурятии Леонида Потапова, занимался оформлением документов по передаче вертолетного завода от министерства обороны городу, организовывал выступление пилотажной группы «Стрижи» на праздновании 1000-летия Гэсэра. Ринчинов оказался одним из тех людей, благодаря которым в Бурятии появился Михаил Слипенчук и компания « Метрополь». Несмотря на свой 75-летний возраст, он и сегодня в прекрасной физической форме, на все имеет свое мнение, а происходящему вокруг готов дать исчерпывающие объяснения.
Ничего, кроме Родины
Своей малой родиной Бимба Ринчинов, а для всех просто дядя Боря, считает село Белоозерск (Боргой) в Джидинском районе, где мальчишкой – сиротой жил у тетки – чабана. Отца мальчик никогда не видел. Мама Гунжид Цыбендоржиева, сосланная как семья раскулаченного на лесозаготовки, умерла, когда Бимбе едва исполнилось 12. Родные определили сироту в школу – интернат №2, что и сегодня находится в Улан-Удэ в пос. Стеклозавода. Там в 60-ых годах директорствовал талантливый педагог, историк Абрам Минеевич Гершевич. На одном из его уроков, по всей видимости, и зародилась у мальчика высокая мечта о военном деле и ратных подвигах. Получил направление от военкомата, проездные документы и поехал поступать сразу в Качинское высшее военное авиационное училище, располагавшееся в городе -герое Волгограде.
Не отличавшийся отменными оценками в интернате, никогда прежде не летавший на самолете, Бимба поступил в училище с твердым намерением служить Родине, которая взяла юношу на полное государственное обеспечение и у которого, кроме родины, никого в этой жизни не осталось. Учиться в Каче, как ласково называли училище, единственному азиату было непросто, но когда тяжелая машина однажды подняла Бимбу Ринчинова в вечно синее небо, сомнения исчезли. Шел 19 год со дня Великой Победы. На всю жизнь запомнилось, с каким уважением относились к военным пережившие ужасы войны волгоградцы. К примеру, там военные могли ездить бесплатно в общественном транспорте, а на рынке сердобольные хозяйки готовы были человеку в военной форме отдавать продукты бесплатно.
Шутливый рисунок, сделанный товарищем в Каче (1987 год)
Первоклассный полк
После окончания Качи Бимбу Ринчинова в числе лучших направляют на службу в Германию, где он стал участником известных событий в Чехословакии 1968 года. Сегодня о том времени он вспоминает так: «Мы прикрывали воздушное пространство, чтобы западные немцы не могли вмешаться в происходящее. Летали на самолетах Миг-21. Речь шла о выходе Чехословакии из Варшавского договора, а Советский Союз не мог этого допустить. Да, были введены танки, бронетранспортеры, взяты под контроль аэродромы, но никакого бесчинства, насилия не было. Все это было сделано с целью успокоить людей, притушить ситуацию. Причем к нам в часть приходили чехи, говорившие по-русски, и мы, обычные летчики, техники, механики, не будучи ораторами или лекторами, довольно легко переубеждали их. Партийно – политическая работа в армии тогда была поставлена на хорошем уровне».
Повлияли ли события в Чехословакии на дальнейшие планы Ринчинова, но вскоре он принимает решение поступить в академию им. Ю.А. Гагарина в Монино. По окончании учебы его назначают сначала командиром эскадрильи в полк в г. Ивано- Франковск, а в 1980 году на должность командира полка уже в Германии, где летчик провел в общей сложности 10 лет. Служил подполковник Ринчинов и в Грузии, где на аэродроме Вазиани в 1983 году по заказу политуправления Советской Армии для развивающихся стран был снят документальный фильм «Мастера воздушного боя». Главным героем киноленты решено было сделать Бимбу Ринчинова. Московского режиссера впечатлила судьба сироты – чабана из далекой Бурят- Монгольской АССР, выросшего не просто в летчика первого класса, а образцового командира.
В короткометражном документальном фильме показано, как осуществляется обучение советских высококлассных летчиков, где все выглядит легко и даже весело. На самом деле именно в то самое время эскадрилья – а это 60 летчиков – истребителей и 40 боевых самолетов – напряженно готовилась к боевым действиям в Афганистане. Летная работа была выстроена таким образом, что даже вчерашних курсантов удалось подготовить за 2,5 года до уровня летчиков 1-го класса, что бывает чрезвычайно редко. Таким образом, абсолютно все летчики в полку Ринчинова стали первоклассными и потом достойно отработали боевые задачи в Афганистане. Тогдашнее командование ВВС высоко оценило проделанную работу. За отличную подготовку полка к боевым действиям Бимба Ринчинов был удостоен боевого ордена «Красной Звезды».
Зачем нужна армия
Он может говорить о самолетах, армии, авиации бесконечно. За 30 лет службы в ВВС Бимба Ринчинов облетел небо Германии, Грузии, Средней Азии, Монголии, налетав в общей сложности более 2,5 тысяч часов. Перед самой пенсией довелось послужить на военно – морском флоте, в г. Саки (Крым), где и сейчас находится центр подготовки корабельных летчиков. Туда в конце 80-ых Бимба Ринчинов был направлен главным штурманом летчиком, в совершенстве освоившим к тому времени все типы самолетов МИГ, а также самолеты СУ-27, СУ-25.
– Корабельному летчику необходимо взлетать с короткой дистанции и трамплина в 13 градусов, а потом, после выполнения полетного задания, посадить тяжелую машину на корабль, моментально погасив скорость с 240 км/ч до нуля. Чтобы это сделать, нужно при посадке зацепиться специальным ГАКом за один из четырех натянутых тросов, которые представляют собой довольно сложный механизм. У американцев, англичан, французов немного иная система, но в любом случае это высший пилотаж в авиации. Скажу только, что всех летчиков американских авианосцев, кто совершил более 100 таких посадок, американский президент знает в лицо, – рассказывает Бимба Ринчинов.
Когда заходит речь о российской армии, Бимба Бадмаевич говорит так: «Многое сегодня приходится слышать по поводу возрождения российской армии, зачем нужна гонка вооружения, куда идут деньги. В СССР было более десятка летных училищ, а осталось одно в Краснодаре, где обучаются сегодня и военные российские летчики, и иностранцы. Только сейчас начали говорить, что этого недостаточно, что необходимо возродить и Качинское училище, существовавшее еще в царской России. Такая страна, как Россия, не может существовать без боеспособной армии, и локальные войны в этом деле имеют первостепенное значение. Одно дело на полигоне запустить ракету и совсем иное действовать в реальных боевых условиях. К примеру, через Афганистан прошли практически все вертолетные части тогдашней России. В Афганистане появились первые «стингеры», которые сбивали наши вертолеты, в ответ на что были придуманы «тепловые ловушки». То же самое можно сказать о Чечне и Сирии, где сегодня российские войска вынуждены в реальных условиях проверять работу техники, вооружения и летный состав. Я думаю, многие российские авиационные части побывали в Сирии, где работают сегодня не только военные, но и специалисты заводов – производителей, где все это изготавливается, где любая возникшая неполадка тут же корректируется в реальных условиях. Военным всегда нужна практика. Военные нужны не для ношения мундиров, участия в парадах и праздниках, а для того, чтобы защищать Родину. Все остальное – политика…»