Жалобы на школьные поборы продолжают бить рекорды среди всех претензий родителей к системе образования. Деньги на элементарную побелку – покраску собирают с родителей каждый год и не собирать не могут. Эта статья расходов на сегодня не финансируется, а если школа не будет готова к новому учебному году, то учебный год в этой школе просто не начнется. Между тем, на открывающемся на этой неделе съезде попечителей и общественных управляющих Бурятии в качестве гражданской инициативы готовы предложить, как можно решить проблему поборов в школе.
Как пояснили эксперты, сегодня все образовательные учреждения (школы, детские сады) получают средства из республиканского бюджета на реализацию общеобразовательных программ по нормативу. Объем финансирования рассчитывается из количества учеников, умноженное на норматив, и направляется на зарплату, налоги, учебные расходы (учебники, оборудование, наглядные пособия и некоторые другие расходы). Кроме того, муниципальный бюджет выделяет деньги по нормативу на содержание имущества, куда входят коммунальные платежи, обеспечение безопасности, медобслуживание и некоторые другие траты, куда ежегодная покраска и побелка опять же не входят. Есть также средства, которые выделяют в срочном порядке на выполнение различных угрожающих предписаний, но выделяются они либо тем, кто стоит ближе к депутату Улан -Удэнского горсовета, либо обладает какими-то иными методами воздействия. Получается, что учителя не могут объяснить родителям, почему при расходах на образование в бюджете Улан-Удэ на уровне рекордных 58% с родителей все равно собирают деньги.
Предложение экспертов заключается в том, чтобы в затраты на содержание муниципального имущества включить расходы на ежегодный косметический ремонт школ и детских садов. Эти расходы можно высчитать, условно измерив затраты на побелку и покраску одного квадратного метра помещения. Обычно в каждой школе с ученика в добровольном порядке собирают на ремонт школы и класса примерно по 500 рублей, что с учетом большого процента тех, кто не способен оказать школе денежную помощь в целом получается примерно по 500-700 тысяч в каждой школе. Притом что доведение данных расходов до образовательных учреждений позволит закрыть лишь элементарную потребность в косметическом ремонте и, безусловно, потребует дополнительных расходов бюджета, он мог бы снять существующую напряженность родительской общественности по этому вопросу и однозначно решить дилемму – есть ли поборы в каждом конкретном случае или нет.
На этот счет улан-удэнские педагоги вспоминают ситуацию, когда много лет назад предыдущий градоначальник решил публично попенять директорам за непрекращающиеся родительские жалобы на сборы денег. После совещания все директора школ написали в Комитет по образованию предупреждающие письма об отсутствии средств на текущий ремонт и невозможности по этой причине подготовить школу к новому учебному году. Информация была предоставлена Геннадию Айдаеву. Говорят, следующее заседание директоров школ в администрации города Улан-Удэ на ту же тему проходило в совершенно другой тональности, под тем соусом, что если уж вы собираете деньги на ремонт, то хотя бы делайте это как можно аккуратнее.