blogtn.ru

Наши в Москве. Наталья Хамаганова назначена советником председателя Фонда социального страхования России

Выборы депутатов ГосДумы, принятие бюджета и прочие хлопоты уходящего года заслонили весьма важное политическое событие, имеющее к Бурятии непосредственное отношение. Бывший министр соцразвития республики и теперь уже бывший управляющий Регионального отделения Фонда социального страхования Наталья Хамаганова назначена советником председателя Фонда социального страхования России Андрея Кигима.

 

Если перебрать все подобные примеры карьерного роста наших региональных чиновников, то на память сразу приходит карьера Анатолия Белякова, в 1964 году приехавшего в Улан-Удэ в бурятский обком КПСС и уехавшего отсюда через 20 лет на должность председателя Госкомитета РСФСР по национальным вопросами. Леонида Потапова сразу после отставки назначили помощником руководителя администрации президента страны. Если не углубляться еще в пару случаев, больше связанных с бизнесом, то придется признать, что статусное назначение 66 – летней Натальи Хамагановой в Москву, в реформируемую ныне крупную федеральную структуру есть случай, заслуживающий внимания.

 

Папин характер, советская закалка

Она родилась в послевоенные годы в маленьком городке Карталы Челябинской области в семье железнодорожника. Жили по тем временам в достатке, что позволяло маме полностью отдаваться воспитанию трех дочерей. О семейных традициях говорит тот факт, что Новый год здесь устраивали для детишек всей улицы, и это не считалось чем-то особенным. Отец привозил из лесу елку, жена и дочери ее наряжали, украшали, пекли пироги и закупали подарки для всех (по большей части сладости). Готовились так, как ни к какому другому празднику. Когда маленькие дочери спрашивали родителей, почему на Новый год вся улица приходит в гости именно к ним, ответ был простой – потому что все люди равные. Если у нас есть, а у кого-то нет, значит, надо помочь.

Как старшая дочь, Наталья росла ответственной и самостоятельной. После 8 класса сама выбрала Челябинский юридический техникум, узнав, что там открывается совершенно новая специальность юрист социального обеспечения, поскольку техникум относился к системе социального обеспечения СССР. Идеология социалистического строя основывалась на защите интересов всех трудящихся, отстаивании их прав. Учиться было интересно и ответственно. Не терпелось побыстрее применить все навыки на практике и обязательно там, где нуждались в этом больше всего. Когда пришла пора распределения и 19-летней выпускнице – отличнице Наталье предложили любой город на карте страны, она почему-то выбрала не Москву и Ленинград, а город где-то недалеко от Байкала, где не было ни родных, ни близких и о котором она не знала ровным счетом ничего.

 

Бабушка пугала тем, что она непременно выйдет замуж за бурята (так потом и случилось), но Наталья была непреклонна. Прошло почти полвека, а она до сих пор помнит все до мелочей. Как прибыл на ночной улан-удэнский перрон поезд, и она, с одним чемоданчиком в руках, пошла искать ближайшую гостиницу. Утром позвонила в министерство социального обеспечения Бурятской АССР, сообщила о своем появлении и за ней, 19-летним специалистом, которых в стране были считанные единицы, министерство отправило машину. В тот же день произошла волнительная встреча с министром Афанасием Даниловичем Марковым, участником Великой Отечественной войны, потерявшим на фронте руку. Министр не скрывал радости – о появлении в своем ведомстве такого специалиста он даже не мечтал. Министерство тогда занималось детскими пособиями, обеспечением инвалидов транспортом, средствами реабилитации, путевками на санаторно – курортное лечение, трудоустройством инвалидов, а также полностью пенсионным обеспечением граждан. В последний отдел и направили работать молодого специалиста.

 

 Новатор

Пытаясь помочь девушке хоть как-то обустроится в условиях полного дефицита всего и вся, сотрудники отдела пенсий и пособий принесли Наталье первую чашку и ложку. В постоянных командировках по всей республике бабушки, узнав откуда издалека приехала Наталья, что живет она в общежитии, спешили угостить чем-нибудь со своего огорода. Именно в министерстве социального обеспечения Бурятской АССР пронеслись 44 года трудовой биографии Натальи Хамагановой. От инспектора отдела пенсий и пособий она перешла на должность старшего инспектора, затем заместителя начальника отдела. С 1981 по 1995 годы работала начальником Центра по назначению и выплате пенсий и пособий, начальником Управления пенсионного обеспечения.

В том далеком 1969 году отдел пенсий и пособий, где работало 11 человек, возглавляла Александра Николаевна Резникова. В годы войны она вместе с другими эвакуированными из блокадного Ленинграда приехала в Бурятию, да так здесь и осталась. По воспоминаниям очевидцев, Резникова поражала уровнем культуры, грамотности, профессионализма. Она не жалела времени и душевного тепла на подопечных, у которых, несмотря на строгость и требовательность, пользовалась непререкаемым авторитетом. Самое главное для социальной службы, – внушала Александра Николаевна, – знать свое дело до мельчайших подробностей и помнить об ответственности.

 

Напутствия особо пригодились в лихие 90-ые, когда в результате реформ пенсии передали в Пенсионный фонд, а в полномочия министерства были включены такие новые направления, как начисление и выплата субсидий на услуги ЖКХ. Сегодня это качется невероятным, но тогда в каждом регионе была собственная система начисления субсидий, где всяк упражнялся на свой вкус и цвет. К примеру, в Бурятии предприятия ЖКХ сами начисляли льготы ветеранам, по этим расчетам министерство соцзащиты перечисляло деньги в ЖКХ, а уже они за вычетом этим денег выставляли пенсионерам квартплату. Понимая, что схема выстроена идеологически неверно, Хамаганова, будучи лишь замминистра социального развития, убедила всех, что пора переходить на другую технологию, когда льгота рассчитывается министерством, им же выплачивается пенсионеру, а уже пенсионер самостоятельно рассчитывается за коммунальные услуги.

 

Тогда министерством была проделана колоссальная работа по инвентаризации всего жилого массива в каждом из муниципальных образований Бурятии. В расчет методики брались не только квадраты жилплощади, но и степень благоустройства каждого многоквартирного дома. Когда новая система заработала, выяснилось, что ежемесячная разница между льготными платежами, которые начисляли коммунальщики, и тем, что получилось у министерства социальной защиты, достигала 10-12 млн. рублей экономии республиканского бюджета. Тогдашний министр соцзащиты Степан Ефимов распорядился наградить Наталью Хамаганову премией. Всего через какой-то год этот опыт как передовой и перспективный был принят в Новосибирской области, а потом и растиражирован по всей стране.

 

Человек Наговицына

Парадокс, но политическая звезда Натальи Хамагановой взошла с появлением в республике Вячеслава Наговицына. Вопреки продекларированному лозунгу «равнение на молодых», новый глава региона назначает министром социальной защиты 53 – летнюю Хамаганову. Одни говорили, что прежний министр Вячеслав Хингелов, пришедший в отрасль незадолго до этого, был столь далек от социалки, что просто не смог пройти собеседование. Якобы Наговицын дважды устраивал Хингелову встречу, задавал вопросы, но вконец убедившись в полном отсутствии видения важнейшего для республики направления принял решение искать кандидатуру среди профессионалов.

По второй версии, выбор сразу пал на Хамаганову как человека, разбирающегося в социальных вопросах до мельчайших подробностях. Выяснилось также, что у нее есть не только масса смелых идей, но и пошаговые пути их достижения. Все последующие годы работы в команде Наговицына это только подтверждают. Ни разу за все эти годы у главы региона не было серьезного повода раскритиковать работу ведомства, скорее даже наоборот. Бурятия первой разработала и приняла закон об основах социального обслуживания республики Бурятии, и документ этот дался власти совсем непросто. Еще задолго до того, как по всей стране начали гореть социальные объекты, в Бурятии была начата работа по выявлению в социальной сети аварийных и ветхих зданий, не оснащенных пожарными лестницам, представляющими реальную угрозу жизни и здоровью людей. Это был, наверное, один из самых тяжелых периодов, когда надо было доказывать необходимость оптимизации, убеждать в очевидном, идти на непопулярные решения.

 

Вторым таким прорывом в социальной жизни республики стала работа по сокращению очереди в стационарные учреждения для пожилых. Путем тщательной инвентаризации, выявления лиц, бесплатно проживающих в интернатах при наличии собственного жилья, а чаще всего вполне обеспеченных детей, проблему удалось решить. Очередь в подобного рода учреждения была ликвидирована. Была начата работа по созданию в интернатах комнат повышенной комфортности, строительства первого в Бурятии пансионата на основе государственно – частного партнёрства. Даже история с бывшим уже уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым, и та со временем все расставила по своим местам.

 

Последние три года Наталья Николаевна возглавляла в Бурятии Региональное отделение Фонда социального страхования, где ее работу, сравнимую разве что с деятельностью антикризисного менеджера, высоко оценило руководство. По иронии судьбы в тот самый момент, когда было принято решение об уходе Натальи Хамагановой с поста управляющего в Бурятии и переходе на работу в Москву, Путин подписывает приказ о снятии Павла Астахова с должности уполномоченного. Кто-то шутил тогда, что справедливость наконец-то восторжествовала, в Кремле разобрались «кто есть кто» и Астахова сняли, чтобы назначить на его место Хамаганову.

 

Как бы там ни было, судьба Натальи Хамагановой вновь сделала крутой вираж вверх. Назначение Хамагановой советником председателя Фонда социального страхования России Андрея Кигима говорит о том, что к управлению во всех сферах народного хозяйства вновь возвращаются профессионалы.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!